Деревянная церковь. Каменный собор, долгое время считавшийся главным в городе. Городская больница, в которую он был перестроен по прихоти советской власти. И, наконец, радостное, но очень трудное возрождение из больничных руин. Через эти четыре жизни прошел храм.
И сегодня мы вспомним о его истории вместе с давним другом Городского сайта, кандидатом исторических наук, заведующим отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максимом Эдуардовичем КАВУНОМ. А также посмотрим, что уже сделано в ходе реконструкции и что еще предстоит совершить.
«Успенский собор – одно из главных и самых почитаемых культовых зданий нашего города, на долю которого выпали очень сложные исторические перипетии, - рассказывает Максим Кавун. - Храм трансформировался из деревянного в каменный, затем пережил почти полную потерю облика и стал больницей. Сегодня, наконец, здание медленно возвращает свое первоначальное назначение и облик. В прошлом году исполнилось 165 лет со дня освящения каменного Успенского собора. А в этом году исполняется 220 лет начала храмовой истории, юбилей от даты начала созидания в Екатеринославе деревянного Успенского храма.
Деревянный и позднее каменный Успенский храмы были расположены непосредственно на месте культовых сооружений бывшей слободы Половицы. Еще в 1783 году на средства жителей слободы была построена небольшая деревянная церковь в честь Святых Первопрестольных апостолов Петра и Павла, которая располагалась среди небольшой дубравы, напротив современного лицея № 100. По неизвестным причинам, накануне освящения церковь сгорела, и спасти удалось лишь иконостас и некоторую церковную утварь. Вместо сгоревшей церкви 15 января 1791 г. на этом же месте была освящена деревянная церковь Казанской Божьей Матери – это был перенесенный бывший католический костел города Екатеринослава Кильченского, построенный в 1780-1781 гг. (В дальнейшем разобран и перевезен в Екатеринослав на Днепре).
В 1796 г. в Екатеринослав была перевезена деревянная церковь из упраздненного Сокольского монастыря Полтавской губернии. Сокольский Преображенский мужской монастырь на Полтавщине был основан в 1714 г. игуменом Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. Он находился на берегу реки Ворсклы, возле горы Духовой (сейчас в Кобеляцком районе Полтавской обл.). Монастырь был ликвидирован в 1786 г. в рамках политики секуляризации.
Вот эту привезенную из Сокольского монастыря деревянную церковь и предполагалось разместить на месте Казанской и превратить в Успенский собор. А Казанскую церковь… перенесли на новое место, переименовали в Святодуховскую и перестроили. Она находилась неподалеку от места, где позднее был сооружен каменный Троицкий собор.
Итак, в 1796 г. началось сооружение на новом месте, вернее, «собирание» заново деревянного храма. Точной даты начала строительства в документах не сохранилось. Через год, в июле 1797 г. духовенство города в докладе преосвященному архиепископу екатеринославскому Гавриилу (Банулеско-Бодони) отмечало: «По дозволению вашего высокопреосвященства, перевезенная в прошлом году в губернский город Екатеринослав из местечка Соколки, Черниговской епархии, упраздненнаго Сокольскаго монастыря деревянная церковь, и на место обветшалой таковой же Екатеринославской Казанской во имя Успения Божией Матери заложенная, ныне наружною постройкою и внутренними частьми, как-то: престолом, жертвенником, горным седалищем и иконостасом окончена и к священнодействию в ней все принадлежащие утвари, сосуды, облачения, книги и прочее в готовности имеются…». Указание в тексте «перевезенная в прошлом году» и «заложенная» указывает на 1796 год. 31 августа (11 сентября по новому стилю) 1797 г. деревянный Успенский собор был освящен и сразу начал использоваться «для общих собраний в господские праздники и высокоторжественные дни и отправления молебствований всего города».
Большая пятикупольная церковь с высокой колокольней, вероятно, была одной из жемчужин деревянного народного зодчества и была выполнена в стиле украинского барокко. 8 сентября 1797 г. екатеринославский вице-губернатор Казинский писал преосвященному Гавриилу, что церковь «в центре города и близка отовсюду». Внешний вид деревянного Успенского собора не поддается детальной реконструкции из-за практически полного отсутствия графических источников.
В 1804 г. именно в Успенский храм была переведена из Новомиргорода (где временно находилась) Екатеринославская архиерейская кафедра. Таким образом, деревянный Успенский собор 31 год имел статус кафедрального собора Екатеринослава до освящения в 1835 г. каменного Спасо-Преображенского храма в нагорной части.
В любом случае, оба храмовых здания целых 200 лет играли роль архитектурных доминант площади и всего прилегающего района. Это было связано с функциональными особенностями этой территории. Никакой Набережной не существовало до XX века. Большая часть территории в прилегающем ареале была занята… складскими помещениями, лесопилками, лесными пристанями. Именно здесь на берег Днепра выгружалась перед Днепровскими порогами основная масса товаров, справлявшихся речным путем. На плане 1885 г. территория возле современных цирка и Нового моста названа «Лесная площадь». Вот в таком своеобразном, хаотичном малоэтажном окружении стоял первый деревянный храм, а затем и второй, каменный.
Неудивительно, что первым названием Успенской площади было… «Площадь съестных припасов». Да-да, именно так именуется это пространство во многих документах первой половины XIX века, в том числе в архивных, которые мне удалось обнаружить в Санкт-Петербурге. Официально такого названия не существовало, но оно употреблялось в официальной переписке даже на уровне высших имперских чиновников.
Однажды площадь под этим именем даже попала в скрижали городской истории. В 1820-х годах разгорелся очередной спор о строительстве кафедрального Преображенского собора, заложенного в 1787 г. на горе. Трудности с местом расположения храма привели к поискам нового места. Тогдашний екатеринославский архиепископ Иов предложил построить собор на «площади съестных припасов», возле деревянной Успенской церкви. То есть на месте каменного Успенского храма мог стоять… Преображенский собор. Однако возник еще ряд версий о месте строительства, спор тянулся десять лет, и в 1835 г. Преображенский собор возвели на первоначальном месте, на вершине Соборной горы. Так история разделила два храма – каждый из них занял свое подобающее место.
С середины XIX века, после возведения каменного Успенского храма, территория площади начинает приобретать устойчивый архитектурный облик. Вокруг храма появляются жилые дома зажиточных купцов и чиновников, каменные торговые помещения. Примером может служить особняк Захарина, который затем был включен в комплекс зданий Губернской Земской Управы (корпус на углу Успенской площади и Крутогорного спуска). Сегодня на Успенской площади сохранился ряд очень ценных зданий, которые входят в список старейших в нашем городе (Успенская пл., 17; ул. Шолом-Алейхема, 3 и другие). Они не обращают на себя внимание, невыразительны в архитектурном отношении, но их возраст перевалил уже за полтора века!
Именно появление деревянного, а затем каменного Успенского храма стало определяющим фактором планировочного развития и благоустройства этого района. Образно говоря, здания храма «замкнули» на себе часть прилегающего городского пространства. Вплоть до середины XX века Успенский собор абсолютно доминировал в окружающей застройке.
Сегодня, даже при условии восстановления храма в первоначальном виде, он, конечно, не вернет себе главенствующую роль. В условиях доминирования высотной застройки, роль доминант прочно закрепили за собой высотки: цилиндрические башни жилого комплекса «Днепровский», «Мост-сити-центра», прямоугольная башня «Нового центра» и пирамида «Меноры».
И все-таки когда Успенский собор будет восстановлен, в современной панораме высоток из стекла и бетона снова возникнет традиционный высотный архитектурный силуэт, восходящий к классическим традициям. Требует значительной реконструкции и прилегающая к храму территория Успенской площади, ставшая в последние годы стоянкой маршрутных такси и «засаженная» уродливыми МАФами.
В ранней истории Екатеринослава Успенский собор отмечен интересным курьезным фактом «из жизни царствующих особ». Дело в том, что в 1816 г. под его закрытыми дверьми провел почти час великий князь, а в будущем – император Николай I, который находился с временным визитом в Екатеринославе. Когда ему, наконец, доложили, что екатеринославский архиепископ Иов (Потемкин) ждет его в другом месте, он сказал историческую фразу: «Я хотел помолиться Богу, а не увидеть архиерея». После этого Николай Павлович отбыл. Во второй четверти XIX в. деревянный Успенский собор пришел в аварийное состояние и угрожал падением. Власти приняли решение заменить его каменным зданием.
Петр Иванович Висконти (Viskonti), иногда называемый Висконти 2-й, (1778–1843), был уроженцем Швейцарии, из города Лугано. В Российской империи архитектор дослужился до члена государственной Комиссии проектов и смет, выполнявшей и дававшей заключения на проекты зданий.
Этот успешный творческий дуэт спроектировал в Екатеринославе два храма – Успенский и Троицкий соборы. Проект Троицкого храма был разработан в 1836 г., Успенского – в 1837 г. Проекты основных частей обоих зданий удивительно схожи и по композиции, и по оформлению фасадов.
Однако реализация проектов затянулась более чем на десятилетие. Троицкий собор был завершен строительством около 1845 г. Каменный Успенский собор строился одиннадцать лет: заложен 18 (30 по новому стилю) июня 1839 г., освящен 26 ноября (8 декабря) 1850 г. Это был четвертый (с момента постройки) каменный храм Екатеринослава: после Воскресенской кладбищенской церкви (1795, не сохранилась), Спасо-Преображенского кафедрального собора (1835) и Троицкого собора (1845).
Пятиглавый Успенский собор сразу стал композиционной осью – доминантой Успенской площади (в советское время – площадь Демьяна Бедного, в ноябре 2015 г. возвращено историческое название). А колокольня Успенского собора с характерным шлемовидным завершением стала архитектурной доминантой всей нижней части Екатеринослава. Первый ярус колокольни был прямоугольным в плане, а два верхних яруса – цилиндрические. Колокольня также замыкала перспективу Караимской улицы (впоследствии Торговая, сейчас Ширшова). Здание храма было окружено по периметру оградой с воротами и угловой часовней со стороны ул. Иорданской (Коцюбинского). Внутри ограды располагалось небольшое церковное кладбище.
Интересно отметить, что до сих пор, даже в изуродованном виде, здание храма сохраняет первоначальную расцветку фасадов. Еще в екатеринославскую эпоху храм был выкрашен в светло-красный цвет, а декоративные детали выделялись белым.
Успенский собор имел еще одну выдающуюся архитектурную особенность. Он был единственным в то время двухэтажным храмом Екатеринослава. Соборный храм имел четыре престола на двух этажах. Главный престол – во имя Успения Пресвятой Богородицы, правый – Рождества Иоанна Предтечи, левый – Георгия Победоносца. Престол Святого Николая находился на нижнем этаже. Нижний храм просуществовал лишь до 1902 г. и был закрыт из-за появления грунтовых вод. Интересно отметить, что сегодня реконструкция здания началась как раз с нижнего яруса – в 2013 г. был открыт для посещений нижний храм. Верхняя часть здания только ждет своей реконструкции.
Успенский собор был центром духовной жизни низменной приднепровской части Екатеринослава. Учитывая, что храм находился в окружении купеческих усадеб и торгово-складских помещений, не удивительно, что в его сокровищницу потоком шли обширные пожертвования.
Согласно информации справочной книги Екатеринославской епархии за 1908 г., прихожанами Свято-Успенского собора были 1311 человек, из них 619 мужчин и 692 женщины. В штате собора было три священника, диакон и три псаломщика, на церковном содержании находились также три вдовы ранее умерших служителей храма.
Сохранилось, например, подробное описание крестного хода на Крещение в 1914 г. 6 января в 9 часов утра екатеринославский архиепископ Агапит в Успенском соборе в присутствии высшего духовенства при двух хорах певчих отслужил литургию. В 11 часов утра к Успенской церкви прибыли крестные ходы из Троицкой, Воскресенской, Вознесенской и других церквей города. Выйдя из Успенской соборной церкви, Агапит с крестом в руках, впереди духовенства при песнопениях и музыке духового оркестра совершил крестный ход по Иорданской улице (Коцюбинского) на Днепр. Здесь в специальной палатке возле Иордани владыка совершил обряд освящения воды.
Вот что он писал: «В пасхальную ночь Светлаго Христова Воскресения освещаются только церкви преимущественно Успенская, Кафедральный Преображенский собор и Троицкая, причем, насколько припоминаю, Успенская церковь, бывала освещена, почти во все года, лучше остальных. В ея верхнем ярусе не занятом колоколами ставится с давнего времени (видел я еще в 1888 году, было оно и в текущем 1910 году) прозрачный транспорант изображающий воскресшаго Спасителя, этот транспорант освещается сзади фонарем. С наружной стороны трех упомянутых храмов прибивали разной формы деревянныя звезды, которыя, до применения для иллюминации электричества, снабжали (в проволочных основаниях) цветными стаканчиками шкаликами наливаемыми маслом. Кроме того, в Успенской церкви по обеим сторонам колокольни спускались длинныя нити с небольшими цветными фонариками. <...> Но особенно красиво была иллюминована Успенская церковь в текущем 1910 году, будучи, как говорится, вся залита огнями: от креста, венчающаго стройную и довольно высокую колокольню, были спущены по сторонам две нити, шедшия к верхней части церковной ограды и густо усеянныя цветными электрическими лампочками. Кроме того вверху колокольни красовались две начальныя буквы «Х.В.» пасхальнаго приветствия «Христос Воскресе», арки в разных ярусах самой колокольни, три пояска вокруг колокольни, главный вход в церковь и верхняя часть ограды со стороны Проспекта (со стороны Торговой улицы), все это было уставлено электрическими лампочками. Мне говорили, что всех электрических лампочек было до 500 штук и что в одной семье трудились около недели над окраской лампочек в разные цвета, желая придать последним побольше нежности в тонах. Я видел только предварительное убранство наружной иллюминации и уже по нему судил, какою могла казаться Успенская церковь в пасхальную ночь Светлаго Христова Воскресения; от бывших же на самой иллюминации слышал, что картина получилась, действительно, чудная».
В 1936 г., во время реконструкции здания храма, были разобраны и знаменитые часы. Местные газеты писали, что когда спускали на землю детали часового механизма, то одна шестерня этих часов оказалась размером с колесо воза. Жаль, что с «Успенскими часами» город потерял одну из редчайших достопримечательностей.
С конца 1940-х годов в здании бывшей церкви располагался госпиталь для ветеранов Великой Отечественной войны. С 1950-х годов до 2011 г. здесь располагалась городская больница № 10. Интересно, что улица Ширшова некоторое время носила название Госпитальная, именно в честь медицинского учреждения в бывшем храме.
30 ноября 2011 г. городской совет Днепропетровска передал здание городской больницы № 10 Днепропетровской епархии Украинской православной церкви. Следующий шаг после передачи здания церковной общине – масштабная реконструкция. Разрабатываются проекты реконструкции храма в виде, максимально приближенном к первоначальному. В 2013 г. был открыт реконструированный нижний храм. Верхняя часть здания сейчас освобождена от внутренних перегородок, некогда изуродовавших основное храмовое пространство. Хочется верить, что в скором времени все храмовое великолепие будет восстановлено и предстанет перед жителями нашего города.
А пока единственным сохранившимся элементом аутентичного архитектурного образа Успенского собора остаются характерные детали декора – луковицы на заднем фасаде здания (со стороны улицы Литейной). Во время реконструкции, надстроив здание на один этаж, эти луковицы почему-то не уничтожили, а встроили в новую «коробку». Сейчас они смотрятся экзотично. И, конечно, хотелось бы поскорее увидеть возле этих луковиц восстановленные купола Успенского храма», - завершает свой рассказ Максим Кавун.
С 2013 года службы проводятся в нижнем храме Святителя Николая. Тем самым сохранена историческая преемственность – до революции нижний храм тоже был посвящен святому Николаю.
- Когда здание было возвращено общине, нижний храм, превращенный в эпоху размещения здесь больницы в подвал, был на полтора метра засыпан строительным и прочим мусором, - рассказывает отец Тимофей, показывая возрожденный нижний храм. - Его здесь складировали в том числе и для воспрепятствования подъему грунтовых вод, уровень которых в данном районе – очень высокий из-за близости к Днепру. На протяжении очень долгого времени не только вывозили этот мусор (больше 200 грузовиков!), но и разрабатывали и выполняли комплекс водопонижающих мероприятий. Службы в этом храме возобновились в 2013 году, в прошлом году храм был освящен владыкой Иринеем.
На нескольких фрагментах стен их специально не покрывали штукатуркой и побелкой, оставив под стеклом фрагменты древней кирпичной кладки. В этом храме – по-особому уютно, красиво и необычно. Неповторимый облик храму придают массивные сводчатые арки и колонны, поддерживающие все тело церкви. А также – уникальный мраморный резной иконостас.
В этом храме (несмотря на короткий срок его новейшей истории) уже появился целый ряд православных реликвий. В их числе – список (копия) чудотворной иконы Самарской Божией Матери, которая была подарена храму митрополитом Иринеем на престольный праздник храма. Икона Георгия Победоносца, выполненная на Святой горе Афон. А также редчайшая икона новомучеников, от коммунистической власти пострадавших. Ее венчает изображение всех главных соборов Екатеринослава, - в том числе, и не доживших до наших дней.
- Уникальность собора – не в стенах, а в общине нашего храма, в людях, объединившихся ради святого дела, - говорит настоятель. – За пару-тройку лет община возросла с 15 до 200 человек. При соборе работает воскресная школа, в которой обучается 70 детей. Мы проводим и социальное служение. В «Екатеринославском Доме трудолюбия» (расположенном на ул. Большая Диевская (Братьев Трофимовых), 430) помогаем найти себя в этой жизни людям, погибавшим от пагубных пристрастий. При этом же учреждении уже два года работает центр помощи беженцам с Донбасса. В 2014 году мы помогли 350-ти людям с такой судьбой, в прошлом году – уже 500-м. Сейчас в этом центре постоянно проживают и получают всю необходимую помощь около 30 беженцев.
- Произведена первичная подготовка для восстановления собора, - говорит о ходе реконструкции отец Тимофей. – Завершается процесс подготовки проектной документации для этих работ. Собор намерены восстановить в первоначальном, дореволюционном облике. Для изучения планов, фотографий, особенностей собора были изучены множество архивных документов, в соответствии с которыми и будет проводиться восстановление. Это будет очень кропотливая работа. Реконструировать сложнее, чем построить новое здание. Работы постепенно идут своим чередом, ни от какой помощи мы не отказываемся. Собор, сыгравший выдающуюся роль в истории нашего города, займет свое место как один из главных храмов города. В ходе реконструкции, надеемся, будет преображена и Успенская площадь, которая должна быть освобождена от киосков и стоянок автобусов. Но когда по срокам завершится реконструкция, - предположить очень непросто. Гораздо важнее, чтобы сначала в наших душах воцарились мир и любовь.
Фото автора и из архива Максима Кавуна.
Вот какие гады были! Ответить | С цитатой