Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
11.03.2016

Удивительные витражи Татьяны Королёвой-Павловой

Удивительные витражи Татьяны Королёвой-Павловой
Днепропетровская художник Татьяна Королёва-Павлова, представительница удивительной творческой семьи и династии, уже тридцать лет создает уникальные по технике и красоте витражи.

В последнее десятилетие витражи, раньше считавшиеся редким и элитным искусством, все чаще применяются в декорировании интерьеров зданий. Но мастеров, которые создают витражи не промышленным способом, а вручную и в единственном экземпляре, в Украине можно перечесть по пальцам.

Одна из них – наша землячка, дочь знаменитого скульптора Юрия Павлова, Татьяна Королева-Павлова. В целом эта семья достойна только восхищения: высоким творчеством, живописным и монументальным искусством занимаются отец, муж, брат Татьяны Юрьевны. Произведения этой творческой семьи недавно демонстрировались на выставке, проходившей в Днепропетровском Доме искусств.

Татьяна Королева–Павлова в 2015 году отметила свое 50-летие, 30 из которых она работает в области монументально-декоративного искусства. Для многих ее живописных произведений характерна пластическая театрализация, обращение к античным мотивам. Ее произведения экспонировались в Нью-Йорке, Нюрнберге, Керчи.

Татьяна Королева-Павлова родилась 28 апреля 1965 года в Днепропетровске. Училась в Днепропетровском художественном училище, после которого закончила Харьковский художественно-промышленный институт (мастерская А. Пронина). После получения высшего художественного образования она вместе со своим мужем — художником Николаем Королевым, работала в Керчи. Татьяна — участница различных художественных выставок с 1988. Среди них: Вторая биеннале станковой графики (Калининград, 1992г.), персональные выставки в Нью-Йорке (1998г.), Керчи (Крым, 1998г.), Днепропетровске (1999г.), Нюрнберге (Германия, 2001г.). Член Национального союза художников Украины с 1992 г. Специализируется на монументально-декоративном искусстве. Автор многих монументальных росписей в Украине и за рубежом. Произведения автора хранятся в частных коллекциях в США, Германии, Франции, России.

Городской сайт пообщался с Татьяной Королёвой-Павловой, чтобы узнать о редком и очень сложном искусстве создания витражей.

— Татьяна Юрьевна, с чего началось ваше обращение к этому жанру искусства? Кто вас «влюбил» в витражи?

— Наверное, это произошло в Харьковском художественно-промышленном институте. Отделение монументального искусства вел замечательный профессор Пронин, который давно интересовался историей и традициями создания витражей. Вдохновленные его интересом, знаниями, студенты тоже попытались создать свои первые витражи. Помню, что большинство делали витражи на свинцовой основе, а я старалась освоить американскую технику изготовления витражей на медной шине (основе). Не скажу, что сразу же родился шедевр. Первым витражом стали какие-то простенькие цветочные узоры на потолке.

— Вы занимаетесь живописью, монументальным искусством. Но специалисты считают, что вашим фирменным знаком стали именно неподражаемо изящные витражи.

— Не могу сказать, что это только мое личное творчество. Как и многое в нашей семье, витражи – тоже итог коллективного творчества. Многие работы мне помогает создавать брат Олег. Итог этого творчества можно увидеть в том числе и в удивительном храме Иверской Божией Матери на Северном, украшать который наша семья помогает вот уже семь лет. Во многом знакомство с настоятелем храма отцом Николаем, поистине удивительным человеком, стало толчком для активного создания витражей. Если подсчитать, то в целом за свою творческую жизнь я создала около сотни различных витражей. Больше трети из них украшают Иверский храм на жилмассиве Северный. Но далеко не все из них могут увидеть прихожане храма. 18 витражей находятся в святая святых храма, куда может войти только священнослужитель, — в алтаре. Для нас это – огромная честь.

— Вы упоминали, что при создании первых витражей искали новые методы. А какой техники придерживаетесь сейчас? Композиции витражей придумываете сами?

— Придерживаемся классической техники росписи витражей. А композиции придумываем сами – благо, творческий опыт позволяет. Вдохновить могут и природные мотивы, и народные традиции и предания, и, конечно, духовная тема. Ведь, если помните, история витражей начиналась со стремления украсить ими именно храмы.

Из истории создания витражей. Слово «витраж» произошло от французского vitre (оконное стекло). Вероятно, самой первой витражи стала использовать католическая церковь. Произошло так потому, что свет, проходя через витраж, окрашивается в его цвета и создает особую эмоциональную атмосферу, что особенно важно именно в храмах. Произошло это приблизительно в первом тысячелетии нашей эры. Используемое стекло было очень неоднородно. Оно родилось в Египте, возможно, самой магической цивилизации. Тогда, правда, было непрозрачным — синим, желтым. Прозрачное же, бесцветное стекло появилось одновременно с христианством: это соты света, выход в иные пространства. Один из самых первых, известных нам сейчас, витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры. Но справедливости ради надо отметить, что попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались и до этого. Так в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись тончайшими прозрачными пластинами камня (алебастра и селенита), которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты. В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Ну а самым древним из уцелевших образцов считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. Эти витражи сделаны из ярких стекол разного цвета с использованием техники закрашивания и тонального оттенения. Эта работа выполнена мастерами высочайшей квалификации.

В эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников. В XVI в. получили распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат. Витраж является подлинной квинтэссенцией средневековой культуры, смыслом которой было восхваление творца, и связан с самой сущностью христианского храма. Величественное пространство собора, наполненное искрящимся, мерцающим цветным светом, создает особое эмоциональное настроение торжественности и покоя. Тысячи цветных дрожащих бликов преображают интерьер и создают ощущение нереальности.

— Какой работой в этом жанре вы заняты сейчас?

— Она опять-таки связана с храмом на Северном. С его настоятелем отцом Николаем продумываем идеи развития убранства верхнего храма. В нем хочется создать огромную, больше ста квадратных метров, мозаику, которая могла бы стать второй по площади в нашей стране после мозаики Свято-Софиевского собора в Киеве. Проект насколько интересный, настолько и трудный, реализовать его можно, только если в этом начинании поддержит городская власть.

— С огромным успехом в Доме искусств в 2015 году прошла выставка двойного юбилея, которой отпраздновали 80-летие отца и ваш полувековой юбилей. А в нынешнем году вы планируете организовать какую-либо выставку?

— Есть идея провести выставку всех основных мастеров Украины, которые занимаются стеклом. И не только для того, чтобы показать сделаное. Творческой молодежи нужен новый импульс. В последнее время в монументальное искусство приходит мало молодых талантов. Если бы творческая молодежь, будущие студенты знали, какие шедевры можно создавать из стекла, шли бы учиться этому гораздо активней. На такую выставку, кроме мастеров, хотим пригласить и специалистов…. Разумеется, к выставке буду готовить новые работы. Есть ряд очень смелых идей, вопрос пока упирается в деньги.



Текст: Людмила Батальская

Gorod.dp.ua - городской сайт Днепра »


Вл. Яськов (Харьков)  (22.06.19 14:05): У меня есть файл (jpg) студенческого рисунка Ю. П. Павлова (когда он учился в ХХПИ (3-й курс, т. е. 19662/63 уч. год, рук. Сизиков). Кому и как переслать (если, конечно, нужен)? Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Фото, відео, архів новин доступні у повній версії сайту
Повна версія сайту
copyright © gorod.dp.ua
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Політика конфіденційності