О состоянии регионального здравоохранения и его перспективах корреспонденты «Зори» поговорили с директором департамента охраны здоровья населения облгосадминистрации Натальей Юрьевной Будяк.
— Наталья Юрьевна, когда вы возглавили областное здравоохранение в сентябре прошлого года, можно было услышать мнение, что вы, дескать, не врач, как же будете управлять отраслью?
— Мое назначение на должность директора областного департамента здравоохранения ломало традиции, когда руководителями отрасли на Днепропетровщине становились как правило главврачи лечебных учреждений с большим стажем. Однако я согласна с губернатором Валентином Михайловичем Резниченко, который и предложил мне эту должность: врачи должны лечить, а менеджеры — управлять.
Я ни в коей мере не «главный врач областного здравоохранения», как порой называют руководителей департаментов. Я — управленец. До меня доходили отголоски обсуждения особенностей моего назначения: дескать, у нее нет даже медицинского образования. Это не совсем верно. Я окончила Запорожский мединститут, но по специальности «провизор». Имею также диплом магистра по специальности «организация и управление» Запорожского мединститута. До прихода в департамент руководила коммунальным предприятием, занимающимся закупками лекарственных препаратов. Потому, думаю, была не чужая нашему здравоохранению, когда отвечала согласием на предложение губернатора.
— Думается, и до прихода в департамент вы имели представление о состоянии областного здравоохранения. Поменялось ли ваше мнение после почти полугодового руководства отраслью?
— Представление о родной медицине имеют все жители области, другой вопрос: насколько отвечает оно реальному состоянию дел. Так, многие и по сей день поминают недобрым словом реформу здравоохранения, в которой наша область выступала в качестве пилотного региона. А ведь реформирование отрасли принесло много положительного, хотя бесспорно хорошие идеи и планы реализовывались, как говорится, методом проб и
ошибок.
Так, здравоохранение первичного уровня значительно приблизилось к людям. В области было создано 53 центра первичной медикосанитарной помощи с разветвленной сетью амбулаторий. В наших планах — создание новых амбулаторий, главным образом, в городах области.
— Новые амбулатории будут созданы в результате финансовой децентрализации?
— Не совсем так. Развитие первичной помощи, являющейся основой здравоохранения, станет возможным в результате финансовой поддержки, которую готов оказать нашему региону Мировой банк, выделяющий 40 миллионов долларов. Эти средства, к которым областной бюджет добавляет свои 15 миллионов долларов, будут направлены на строительство новых амбулаторий в городах, а также на создание трех современных центров экстренной помощи в составе многопрофильных больниц в Днепропетровске, Кривом Роге и Павлограде. В областном центре таким лечебным учреждением станет больница скорой помощи, расположенная на улице Свердлова.
— Значит ли это, что сеть первичной медицинской помощи в сельской местности покрывает потребность населения в ней?
— Вопрос достаточно категоричный. Понятно, что найдется немало сельчан, желающих видеть амбулаторию под боком своего дома и потому готовых выказывать недовольство по поводу ее отсутствия. Оптимальный путь развития здравоохранения на селе — это дальнейшее совершенствование семейной медицины и экстренной помощи, к которой прибегают люди, нуждающиеся в услугах уже узких специалистов, работающих в учреждениях второго или третьего уровня. А вот в городах недостаточное количество амбулаторий является действительно проблемой, которую мы готовы решить благодаря международной помощи.
— Зарубежные друзья и партнеры Украины и до того не оставались безучастными к системе оказания медицинской помощи, в частности, воинам АТО, переселенцам. Корреспондент «Зори», например, стала свидетелем визита сотрудников ОБСЕ в открывшийся реабилитационный центр для участников АТО…
— Наши зарубежные партнеры, в частности GIZ, готовы оказать нам содействие в создании еще одного реабилитационного центра, скорее всего, на базе нашей здравницы «Соленый лиман». Планируется, что там будут принимать, помимо военнослужащих, еще и переселенцев, и волонтеров, и представителей других категорий населения.
Не могу не сказать добрые слова в адрес тех друзей нашей страны, кто своей помощью облегчил задачу нашего регионального здравоохранения и в лечении военнослужащих, и в их реабилитации. Это специалисты из Литвы, Израиля, Польши, других государств. К слову, последние события в нашей стране показали, в сколь зачаточном состоянии находится у нас такая важная отрасль, как реабилитация. И мы всячески готовы развивать ее.
— Последние события вскрыли и другие проблемы. Например, зависимость здоровья, а то и жизни наших детей от коррупционеров в МОЗе. Волонтеры рассказывают о возросшем в разы количестве обращений родителей онкобольных ребятишек. Ведь в отделениях почти отсутствуют препараты химиотерапии.
— Да, это беда. Медикаментозное лечение пациентов с онкологией обеспечивает государство. Но пока оно отрабатывает пути закупок лекарственных средств, которые шли бы в обход прежним коррупционным схемам, наш департамент пытается хотя бы частично закупать такие препараты для детей и взрослых.
Нам удается высвобождать финансы в результате аннулирования посредников при закупке лекарств, экономия достигает 20%. И это немалые деньги, учитывая, что областная программа «Здоровье населения Днепропетровщины» предусматривает выделение 156 миллионов гривен в год на закупки лекарственных препаратов. К сожалению, препараты химиотерапии, и без того дорогие, значительно возросли в цене в связи с обесцениванием гривны, и мы можем только частично удовлетворить потребность в них.
— Представители фонда Ахметова «Развитие Украины», реализующие программу «Остановим туберкулез в Украине», рассказывали, что неоднократно сталкивались с препаратами против туберкулеза, поставляемыми в нашу область Минздравом, которые оказывались неспособными противостоять болезни. Было очевидно, что к нам их просто кто-то «сбрасывал».
— Не исключено, учитывая масштаб коррупции в закупке лекарственных препаратов, с которой, похоже, все еще никак не справится государство. Мы уже обращались в Бюджетный комитет с письмом: если МОЗ не в состоянии проводить закупки лекарственных препаратов, в том числе против туберкулеза, передайте это нам. К сожалению, мы не были услышаны, хотя обещали, что готовы обеспечить лекарствами благодаря прозрачности закупок гораздо большее число людей.
— Однако, похоже, и у вас не все благополучно с закупкой лекарств. Днепропетровцы, например, жалуются на отсутствие инсулинов в амбулаториях, а ведь эти препараты как будто бы закупаются за счет областной программы.
— Да, была такая проблема, но она не носила системного характера. Мы разобрались в ситуации, причиной которой оказались организационные недочеты. Надеюсь, количество жалоб сошло на нет.
— Известно ли вам о том, что главврачи больниц устанавливают «финансовые планы» своим подчиненным, в частности, заведующим отделениями, и те под страхом лишиться «хлебного места» ежемесячно носят руководству внушительные суммы?
— Да, мне известен такой способ заработка руководителями лечебных учреждений. Искоренить это явление очень сложно, способ борьбы вижу разве что только в установлении абсолютно прозрачных «правил игры», чего можно добиться благодаря внедрению электронной программы учета и денежных средств и обеспечению лечебных учреждений лекарственными препаратами. Мы уже работаем над этим.
— Определится ли, наконец, наше здравоохранение: платное оно или бесплатное?
— Считаю, что здравоохранение должно легализовать теневые финансовые потоки, при этом ввести гарантированный пакет бесплатных услуг. Полагаю, сюда должны войти первичная и ургентная медицинская помощь, родовспоможение, а также помощь детям и пенсионерам.
— Мы желаем нашему здравоохранению доступности, а землякам — чтобы они как можно реже болели. В общем, здоровья.
Напоминаем нашим читателям, что нормативы приезда скорой помощи составляют:
в городе — 10 минут,
в сельской местности — 20 минут.
В области продолжится сокращение коечного фонда, правда, незначительное. Нынешний норматив составляет 60 коек на 10 тысяч населения. Раньше он составлял 80 коек, однако прошедшая в несколько этапов оптимизация уже приблизила коечный фонд к современным нормативам.
Оптимизация коечного фонда происходит и за счет перехода ведомственных лечебных учреждений в региональное управление, их перепрофилизации. Так, например, две ведомственные больницы в Павлограде становятся коммунальными абмулаториями.
Кожен має право на охорону здоров'я, медичну допомогу та медичне страхування. Охорона здоров'я забезпечується державним фінансуванням відповідних соціально-економічних, медико-санітарних і оздоровчо-профілактичних програм.
Держава створює умови для ефективного і доступного для всіх громадян медичного обслуговування. У державних і комунальних закладах охорони здоров'я медична допомога надається безоплатно; існуюча мережа таких закладів не може бути скорочена. Держава спр ияє розвиткові лікувальних закладів усіх форм власності.
Держава дбає про розвиток фізичної культури і спорту, забезпечує санітарно-епідемічне благополуччя. Ответить | С цитатой