— Я действительно родом не из Днепропетровска, однако какую-то часть жизни жил здесь, работая директором по продажам крупной розничной компании.
— У вас большой управленческий опыт?
— Более 10 лет. Хорошо знаю все аспекты и розничной, и оптовой торговли. Последние годы занимался именно розничными видами деятельности, управляя разным количеством магазинов по всей стране — от 3 до 600.
— Судя по всему, ваша менеджерская карьера складывалась очень успешно. Что подвигло уйти на госслужбу?
— Так случилось, что в декабре прошлого года, когда я приехал в Днепропетровск навестить друзей, состоялась моя встреча с Борисом Филатовым. Тогда, как я понял, он подбирал людей в свою команду, ставя цель изменить существующий порядок вещей в управлении разными сферами жизнедеятельности города, да и в работе самих этих сфер. Не заразиться этой жаждой преобразований было сложно. Потому, когда Борис Филатов предложил мне возглавить департамент потребительского рынка и сферы услуг, до проведения конкурса на эту вакансию, я согласился.
— Но департамент курирует много направлений деятельности. Почему именно МАФы первыми приняли на себя атаку перемен?
— Приняв в наследство от предшественников право и обязанность руководства сферой торговли города, я одновременно унаследовал и масштабную проблему, которая, кстати, существует и в других городах страны. Это настоящая интервенция, оккупация населенных пунктов Украины временными сооружениями вопреки всем законам, нормам и правилам. Больше всего киосков на душу населения приходится в Киеве. На улицы столицы с ее 3-миллионным населением втиснуто 22 тысячи МАФов. В Днепропетровске их 4 тысячи.
— Откуда взялось это число?
— Еще готовясь приступить к работе и знакомясь с особенностями днепропетровского потребительского рынка, в том числе благодаря общественному мнению, я понял, что именно засилье киосков является главной причиной недовольства горожан. Об этом свидетельствовали пачки жалоб, доставшиеся мне в наследство и продолжающие приходить в департамент, и встречи с общественниками.
Понимание масштабности вопроса, на который нужно было отвечать адекватно уровню проблемы, не откладывая это в долгий ящик, и вылилось в итоге в формирование базы данных. Мы наняли незаангажированных людей, которые обошли весь город, каждый человек на своем участке, и взяли все киоски, что называется, на карандаш.
— Сейчас этот реестр на сайте горсовета. Однако сначала вы обнародовали другой список — 57 киосков, предназначенных под демонтаж. Почему именно этим МАФам вынесли приговор?
— Я не хочу, чтобы деятельность нашего департамента по приведению к нормам законодательства установку временных сооружений называли борьбой с МАФами. Если это и борьба, то исключительно с незаконностью, воцарившейся в сфере павильонной и уличной торговли. Вам, наверное, известно, что из 3874 занесенных в наш реестр МАФов только 900 имеют договоры с КП «Управление по контролю за благоустройством», но даже с эти договоры, с точки зрения законов Украины, законодательно не безапелляционны.
Да, мне известны отзывы и мнения, звучащие в мой адрес. Оказывается, я и набрасываю удавку на предпринимательство, и копаю могилу мелкому бизнесу. Доходят до меня и слухи о том, что я якобы лоббирую интересы некоей группировки, в интересах которой и осуществляю зачистку конкурентов. Ответом на эти абсурдные попытки противодействия наведению порядка в этой сфере является абсолютная прозрачность того, что делает наш департамент. Списки МАФов тому подтверждение.
Кстати, первым был обнародован список из 81 МАФа, владельцам которых мы предложили самим, без нашей помощи, убраться с места, так как киоски были установлены с вопиющими нарушениями норм размещения временных сооружений. Именно эти локации звучали наиболее часто в жалобах горожан. Улица Боброва, 21; улица Миронова, 4; площадь Петровского, 13, проспект Карла Маркса, 125 и так далее. Нам вняли лишь единицы, в результате и появился список претендентов на демонтаж.
Своими силами мы убрали 25 киосков, которые были транспортированы на территорию КП «Метро». Более 70 павильонов сами убрались восвояси. Где всплывут — вот вопрос. Впрочем, могут и не всплыть, учитывая бдительность нашей патрульной полиции, которая активно пресекает незаконную установку киосков. Кстати, руководитель патрульной полиции Владимир Богонис — член нашей рабочей группы по вопросам МАФов.
— Демонтаж киосков уже вызвал реакцию предпринимателей. Известно ли вам об исках, поданных на вас в суд?
— Мне известно пока об одном иске, извещение о котором пришло в наш департамент. Мне предложено явиться 11 марта в Бабушкинский суд. Как ни странно, истцом является сеть киосков, которая имеет договор с нашим коммунальным предприятием и никак не пострадала при демонтаже.
— Предприниматели рассказывают, что при прежней власти киоски сносились без всякой логики…
— Я уже говорил том, что намерен строить работу департамента исключительно на принципах открытости и прозрачности. Именно по нашей инициативе создана рабочая группа из 15 человек, в состав которой вошли представители власти, предпринимателей и общественников. Это люди, не случайные в этой теме, многие «варятся» в ней десятилетия. Это Виктор Боровинский, Юлия Чопивская, Александр Островский, Вадим Гор, Василий Волков. Именно они в свое время составили костяк первой рабочей группы, пытавшейся найти компромисс между реалиями нашей жизни и отечественным законодательством, касающимся установки временных сооружений.
Рабочая группа, уже приступившая к своей деятельности, будет решать, кому продлевать договоры, а кому рекомендовать установить киоски в другом месте. Это будет решаться с учетом законодательства и здравого смысла. Кстати, по инициативе первой рабочей группы тоже была проведена перепись киосков. На август 2015 года их количество составляло, насколько мне известно, 2500. И хотя прежнее руководство департамента, как мне рассказывали, уверило предпринимателей, что не даст вырасти новым МАФам, а уже существующим предоставит зеленый свет для легализации, ничего этого не произошло.
— Что мешает предпринимателям легально ставить киоски и платить городу за свою деятельность?
— Придя в департамент, я тоже задал себе этот вопрос и, пытаясь ответить на него, проштудировал кучу документов. В частности, Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности», статья 28 которого, гласящая, что «размещение временных сооружений для ведения предпринимательской деятельности осуществляется в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере градостроительства», прямо отсылает нас к другому документу. Это распоряжение №244 Министерства регионального развития и строительства, которое, в частности, гласит, что единственным основанием для размещения временного сооружения является паспорт привязки.
Однако паспорт привязки предполагает наличие участка земли под временное сооружение. Именно оформление земельного участка и стало камнем преткновения… В свое время наши харьковские коллеги попытались оспорить в Апелляционном суде распоряжение №244 как не до конца разъясняющее суть вопроса, однако получили ответ, что в паспорте привязки есть такая норма, как земельный участок, и, значит, необходимы договоры с городом на аренду земли.
— Каким же видится вам выход из создавшейся непростой ситуации?
— Пока в компромиссе. Им и стало решение сессии горсовета заключать договоры на аренду не участка земли, а участка благоустройства. Говоря о законности работы 900 из 4000 МАФов, мы как раз и имеем в виду договоры с КП «Управление по контролю за благоустройством», которые как раз и стали компромиссом, и с точки зрения закона Украины не совсем легитимны. Объективно законной является деятельность около ста МАФов, имеющих паспорта привязки. В прошлом году их было выдано только 30. Значит ли это, что городу требуется снести те павильоны, которые не имеют паспортов привязки? Нет, конечно. У департамента нет денег и для демонтажа теневых киосков, не имеющих договоров с КП и потому ничего не платящих в городской бюджет.
Поэтому нами было принято решение легализовать МАФы через нашу комиссию. Она будет рекомендовать заключить договоры с КП тем МАФам, которые установлены без вопиющих нарушений правил благоустройства. Они, кстати, четко обозначены в Законе Украины «О дорогах», где запрещено размещение временных сооружений ближе 10 метров к жилым домам, 20 — к перекресткам и пешеходным переходам, 5 — к проезжей части. Понятно, что если неукоснительно следовать этим правилам, то в городе нужно снести 90% МАФов. Потому рабочая группа готова идти на компромиссы, включать здравый смысл, и намерена рекомендовать перенести киоск только в случае грубых нарушений. Те же предприниматели, которые намерены устанавливать киоски уже в этом году, должны получать паспорта привязки: идти в ГлавАПУ и подавать заявки.
— Очень хочу надеяться, что даже и с паспортами привязки устанавливать МАФы все же станет проще. В мэрии и ГлавАПУ сейчас работают над этим. В частности, разрабатывается комплексный план, учитывающий размещение временных сооружений. Однако вот что хочу еще сказать. Мне уже пришлось слышать неоднократно в свой адрес обвинения в уничтожении рабочих мест. Под якобы справедливым доводом на самом деле скрывается горячее нежелание владельцев киосков расставаться с частью прибыли.
Ежемесячно в КП «Управление по контролю за благоустройством» входит порядка 300 тысяч гривен платы за аренду, поступающей от 900 ЧП, заключивших договоры с нашим коммунальным предприятием. Но сколько не входит? По нашим предварительным подсчетам, около 1,5 миллиона гривен. Это та аренда, которую должны платить собственники 3000 киосков, работающих без каких-либо договоров. Я думаю, что недовольство горожан, на каждом шагу натыкающихся на киоски, выросло бы во сто крат, если бы они узнали, что заполонившие город МАФы считают возможным вообще ничего не платить городу. Между тем, прибыли их огромны.
О возможных доходах свидетельствуют и размеры арендной платы, устанавливаемой истинными собственниками МАФов: киоск размером 10х10 сдается за 5—6 тысяч гривен в месяц… Общественники, категорически настроенные против МАФов, правы: это бизнес, словно спрут, опутавший город…
— И вы намерены обрубить щупальца?
— Я планирую увеличить поступления в городской бюджет. Для этого и предпринята кампания по легализации МАФов. Мы намерены также разработать новый регуляторный акт, согласно которому установить более дифференцированную арендную плату, например, с учетом локаций киосков: чем «краснее» место, тем выше она будет. Однако для этого потребуется время. Ведь документ должен получить одобрение сессии городского совета.
— Кого вы считаете своим главным союзником и противником?
— Мой союзник и одновременно противник — это сознание людей. Одни устремлены вперед, другие живут по инерции, старым правилам… Отсюда и неоднозначное восприятие того, что мы делаем. Ну а мы, борясь с наследием прошлого, пытаемся соблюсти баланс между интересами горожан и предпринимателей. Надеюсь, что у нас получается.
Якщо по закону не повинно бути встановлено 90% кіосків в тих місцях де вони стоять, то чиновники ПОВИННІ припинити діяльність цих кіосків або заставити їх власників перенести МАФи в інші місця.
Від того, що торговці заплатять 1-2 млн в казну (це в кращому випадку), люди біля цих гнидників КОМФОРТНІШЕ жити не стануть. Ответить | С цитатой