Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
16.02.2016

История этноукрашений началась… с кошки

История этноукрашений началась… с кошки
Днепропетровская мастерица Светлана Шлёнкина создает удивительные по своей красоте и доносящие до нас дух прошлых эпох женские украшения. Это увлечение началось очень необычно…

К украшениям в этностиле подтолкнули кошки

Еще два с половиной года назад Светлана и представить не могла, что будет заниматься изготовлением украшений в этностиле. По профессии она биолог, по зову души давно занимается разведением кошек редкой породы. Как Светлана увидела, как ее коллега по разведению мяук украсила свою питомицу необычным ошейником из камней и стразов. Светлана вдохновилась идеей и свою любимицу украсить подобным образом. И хотя долгая дружба кошки с таким украшением не сложилась, новое увлечение захватило Светлану всерьез.

- Первым украшением, созданным своими руками, стала очень простенькая подвесочка из нескольких хрусталиков и пары бусин чешского стекла, - рассказывает Светлана. - Потом появились браслеты, серьги, комплекты украшений. Случалось делать под заказ специальные призы для участников мнеждународных выставок кошек. Все это были изделия , которые мы называем одним словом «бижутерия». Со временем усложнялись техники, расширялся перечень используемых материалов. Большинство изделий я делала для своих знакомых и родственников в качестве всевозможных презентов или подарков к датам. И вот примерно полтора года назад у меня началась новая полоса творчества — меня увлекла тема украинских этноукрашений. Ей хотелось делать не просто красивые бусы и ожерелья, а изделия, которые передают богатые традиции наших предков - женские украшения в этностиле, которые делаются с соблюдением определенных, выработанных веками правил.

- Узнать о традиции таких украшений, особенностях их создания помогал интернет, моя коллега по увлечению Майя Эрнст (кстати, имеющая богатый опыт и глубокие знания в этой теме), а также мастера с Западной Украины, где бережно сохраняются такие традиции, - рассказывает Светлана Шлёнкина. - В точности старинные этноукрашения я копирую все-таки не часто. Во многих из них есть очень сложные, тяжелые элементы (например, такие как чепраги - очень массивные застежки, которые требуют закалывания волос) которые в повседневной обстановке непросто носить. Поэтому я преимущественно изготавливаю реплики аутентичных украшений – изделия, созданные по их мотивам в авторской обработке. В последнее время изделия, не являюющиеся репликами старинных, представляют главную часть изготавливаемых. Очень интересно воплощать в изделие уже свое видение темы. Приятно отметить, что я сотрудничаю с мастерами-ковалями из Львова и Ивано-Франковска, они изготавливают большую часть металлический деталей, используемых в изделии. Также работаю с мастером по изготовлению авторских стеклянных бусин — изделия из них очень индивидуальны и нарядны. Сама проверяю, насколько удобно носить созданное украшение. Все мои украшения нанизываются на металлической трос или кожаный шнур, все соединения и детали выверяются на себе, и только после этого изделие попадает к своей владелице. И я очень рада, что сейчас и в нашем регионе люди постепенно обращаются к своим истокам и проявляют интерес к теме костюма и украшений в частности.

В этой красоте дышат прошлые эпохи

За два с половиной года Светлана освоила многие виды украинских этноукрашений. Создаваемые ею экземпляры – неповторимы и прекрасны. Они доносят до нас настроение прошлой эпохи, передают вкусы красавиц, с помощью подобных украшений создававших свои неповторимые образы. Хочется отметить, что мастерица практически никогда не повторяет свои украшения, руководствуясь идеей о том, что каждая женщина — уникальна, и оригинальные, созданные в единственном экземпляре, украшения еще больше должны подчеркивать это.

- Я работаю только с натуральными материалами, - рассказывает мастерица. - Использую чешское стекло, индийские бусины и стекло ручной работы. Есть у меня изделия из вулканической лавы, лазурита, агата, кораллов, оникса, яшмы, перегородчатой эмали.

Дохристианские обереги были тоже в форме крестов

Одно из самых сложных и сакральных украшений, изготавливаемых Светланой, - згарды, дохристианские обереги в виде специфической формы крестов.

ЗГАРДЫ — металлическое ожерелье оберегов, состоящий из двух-трех нитей нанизанных на красную или металлическую основу крестиков. Сзади на шее згарды соединяются двумя дисками — чепрагами, которые по размеру больше самих крестов на ожерелье. На чепрагах нарисована солярная символика: колесо с восемью, шестью или четырьмя спицами (последний вариант и является, собственно, крест), розетка или концентрические круги. Згарды были одними из самых мощных украинских оберегов, и носили их исключительно под одеждой. Женщины носили згарды в виде нагрудного украшения. А первые згарды дарили девочкам уже в шесть лет, чтобы такой оберег защищал ее всю дальнейшую жизнь. Со временем количество носимых девушкой оберегов росло. И со временем на женской груди из оберегов-згардов получалось целое колье!

Дукачи служили приданным невесты

Очень популярны среди наших предков были и украшения с монетами - дукачи. Такие украшения часто называют монисто.

ДУКАЧИ, ДУКАТЫ  - это не что иное, как монеты, нанизанные на нитку. Могли переплетаться с бисером. Это были одни из самых дорогих нагрудных украшений, так как изготавливали их из настоящих золотых монет. Наличие этого украшения подчеркивало статус хозяина. Дукаты носили только богатые панночки. Они также составляли основу приданного невесты. Ими могли оплачивать те или иные товары, так как стоимость подобного украшения могла достигать годового оклада среднего жителя страны.

В изготовлении дукачей Светлана стремится использовать только старинные аксессуары. И в поиске старых монет помогают прежде всего интернет-аукционы.

С монистом по названию созвучно еще одно древнее украшение, намысто (его еще называли кораллы) - самое распространенное из всех женских нашейных украшений на всей территории Украины.

Самое любимое и распространенное украшение «намысто» в быту имело множество названий: «мониство» «пацьорки», «цятки», «коралі», «порцелянки», «стекляруси», «блискавки», «гармузи», «грусталі». Больше всего ценилось намысто из кораллов, янтаря, жемчуга, смальты и разноцветного стекла, завозимого из Венеции. Дорогое алое намысто, или «добре намисто» и «щирі коралі» делали в виде овалов или бочонков, а более дешевое «колюче начисто» белого, бирюзового, янтарного, вишневого, черного цветов нарезали маленькими кусочками.

Намысто может состоять как из одной ниточки бус, так и из нескольких. Количество иногда доходит до 25-27 ниток! Больше всего ценилось ожерелье из дорогих природных материалов: кораллов, янтаря, жемчуга, гранатов, стекла, смальты.

БУНТ, или КОРАЛИ — ожерелье из коралловых бусинок в форме цилиндров или бочонков, нанизанных на нитку — разок. Количество разков (рядов) могло достигать 30 штук.

Гривны и баламуты были символом богатых красавиц

Еще одним распространенным женским украшением является гривна.

ГРИВНА - так называют короткое ожерелье в виде обруча, по форме напоминающего полумесяц. Гривна делалась из металла. Она могла быть золотой, если ее владелец достаточно богат, а для представителей среднего класса – купцы и мещане, изготавливали гривны из серебра и олова. Это было красивое, тяжелое, дорогое украшение, которое подчеркивало достаток владельца, поэтому гривна стала очень распространена в Х веке и позже.

- Изготовление гривны - это сложный процесс, пока что я им не владею. А там, как говорится, никогда не говори «никогда», - шутит Светлана.

Для создания украшений Светлана кропотливо изучает исторические данные и даже результаты археологических раскопок. Например, древние сарматские обереги были восстановлены благодаря археологическим раскопкам. Кроме того, мастерица тщательно изучает особенности ношения каждого украшения. Например, в пост не принято надевать украшения красного цвета. Одними из самых дорогих украшений всегда считались изделия из коралла, венецианского стекла, а также баламуты. Баламут – это измененное в народе название перламутра. Перламутр привозили из-за морей-океанов, и потому он стоил достаточно дорого. Баламуты были символом зажиточной красавицы. Сейчас настоящие древние баламуты – это огромная и очень дорогая редкость.

- В ближайшем будущем мечтаю создать серию украшений “Весiльна”, в которую войдут украшения как для невесы (уже есть первый номер этой коллекции под названием “Для нареченоi”), так и для других персонажей свадебной церимонии. Конечно же, мечтаю поработать с баламутами, тем более, что уже есть несколько пожеланий по изготовлению этих особенных украшений. Так же в планах небольшие, легкие украшения, которые можно носить в повседневной жизни нашим городским красавицам, которые все чаще обращаются к теме именно национальных украшений. Для себя я такой стиль определяю как «урбанистическое этно», - рассказывает Светлана.



Текст: Людмила Батальская

Gorod.dp.ua - городской сайт Днепра »


Немой  (16.02.16 15:03): Красивая и умная мастерица. Будь счастлива. И побольше солярных коловратов украинским женщинам, фото 32. Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Фото, відео, архів новин доступні у повній версії сайту
Повна версія сайту
copyright © gorod.dp.ua
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Політика конфіденційності