Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
04.02.2016

«Спарта» — больше, чем спорт!

«Спарта» — больше, чем спорт!
Давно хотелось рассказать читателям об одном интересном человеке, известном дзюдоисте, а ныне тренере и президенте спортивного клуба «Спарта» Даниле Миро.

Не раз встречались с ним на различных спортивных мероприятиях, телевизионных передачах, и мне всегда импонировали в нем не по годам житейская мудрость, целеустремленность, философское понимание сути происходящих событий и, конечно, глубокое понимание самого спорта как такового. Все как-то у нас не получалось сесть и поговорить: то Данил занят на сборах и соревнованиях, то ваш покорный слуга сам находился в годичной командировке. И вот наша встреча, наконец-то, состоялась.

Президент спортивного клуба «Спарта» любезно знакомит меня со своим детищем, расположенном в одном из помещений «Днепрогаза» на улице Володарского.

Показывает просторные раздевалки с индивидуальными шкафчиками для переодевания, душевые кабинки, современный тренажерный зал и, конечно, святая святых — спортивный зал, где на татами занимаются юные спортсмены всех возрастов.

Буквально накануне Даниле Миро исполнился 31 год, с этого и началась наша беседа.

Приход в спортивный зал оказался не случайным

— Даня, 26 лет своей жизни ты посвятил спорту. Помнишь, когда впервые переступил порог спортивного зала?

— В пять лет папа привел меня в ДЮСШ №6 на проспекте Правды к заслуженному тренеру Украины Александру Яковлевичу Филипповскому, ныне, к сожалению, покойному. Светлая ему память! Так все и началось: из гадкого утенка Александр Яковлевич терпеливо лепил будущего борца.

— Папа твой, Владимир Миро, тоже известная личность в борцовском мире…

— Да, папа — мастер спорта по вольной борьбе, а среди ветеранов и в дзюдо. Так что мой приход в спортивный зал, наверное, был отнюдь не случайным. Помню все четко, как сейчас: большой спортивный зал, кругом много детворы. Нравилось еще и потому, что днем в садике не надо было спать. Бонус был для меня своеобразный. В семье нас было пятеро детей, я был четвертым. Два старших брата и сестра, и еще младшая сестренка. Братья занимались классической борьбой, сестры плаванием.

Родители успевали всех развезти по секциям. В спортшколе я занимался до девятого класса дзюдо и параллельно футболом. Здесь надо было уже делать выбор: кадетские сборные пошли. Я сделал свой выбор: дзюдо мне как-то ближе показалось, хотя в футбол я тоже неплохо играл. Сегодня абсолютно не жалею о своем выборе, потому что борьба мне дала абсолютно все — массу друзей, впечатлений, переживаний. Не один год из 26, проведенных в спорте, у меня не выпал.

Я каждый год выходил на татами, еще в прошлом году боролся на соревнованиях. «Бывших спортсменов не бывает», — любит говорить олимпийский чемпион Эльбрус Тедеев. И сегодня я не могу с уверенностью сказать, что закончил выступать. В 16 лет попал в кадетскую сборную Украины. На Спартакиаде школьников стал призером, параллельно в школе на отлично учился, за что был награжден путевкой в «Артек». Семья у нас была небогатой, поэтому такое поощрение для меня много значило. Куча эмоций, впечатлений осталось от пребывания в этой здравнице.

— Ты все время тренировался в ДЮСШ №6 у Филипповского?

— До 16 лет тренировался у Александра Яковлевича, а потом поступил в Днепропетровский университет внутренних дел и перешел в общество «Динамо», где моим тренером стал Анатолий Иванович Пирог — еще один ученик Филипповского, заслуженный тренер Украины. У него окреп как борец, стал мастером спорта, попал в сборную Украины.

После окончания учебы сменил клуб — хотелось дальше совершенствоваться. Положа руку на сердце, скажу, что спал и видел себя на Олимпийских играх. Как говорят специалисты, где-то не хватило везения, финансирования, видимо, тоже.

С 2009 года занимался у тренера сборной Украины Даниила Абрамовича Воловича, так же воспитанника Филипповского. Мне нравилось, что в моем весе — до 66 килограммов — у Воловича была очень серьезная конкуренция. Поэтому был сделан выбор именно в пользу его клуба, где я и тренировался до последнего времени. Начиная с 2004 года и до 2016-го, выступал все время в одной весовой категории.

— Это же очень сложно: постоянно надо вес держать.

— Объяснить могу очень просто: все время в зале, на татами, в клубе с таким графиком поправиться очень сложно.

— Я знаю, что у тебя есть достижения по трем видам борьбы...

— Я мастер спорта, чемпион Украины по самбо, был пятым на чемпионате Европы. Являюсь мастером спорта по дзюдо, так же чемпион Украины. И мастер спорта международного класса по борьбе на поясах. Выигрывал Кубок мира, дважды был призером чемпионата мира.

Главное — воспитать в спортсмене личность

— Пример для подражания достойный. А как возникло желание открыть свой спортивный клуб?

— В 2013 году я собрал небольшую группу из 5—7 детей и начал их тренировать. Как говорится, аппетит приходит во время еды, так случилось и со мной. Всем понравилось, все чаще стали посещать мысли о создании собственного клуба дзюдо. Отзывы и от родителей, и от учеников были хорошие, хотелось развиваться дальше в этом направлении.

Сегодня у нас тренируется около ста детей. Уверен, в Украине не так много спортклубов, где занимается такое количество воспитанников. Я, конечно, не имею в виду ДЮСШОР. Наш клуб был официально открыт 1 апреля 2014 года.

День юмора мы решили отметить по-серьезному. Один из родителей нашего юного ученика предложил сделать спортивную базу нашего клуба в одном из пустующих помещений «Днепрогаза». Сделали капитальный ремонт, завезли оборудование, тренажеры, татами купили. А начинали в 2013 году, как обычно у спортсменов бывает, по подвалам, переезжая с места на место. Арендовали и тренировались. Одно время в клубе «Upgrade» на Баррикадной занимались, там, собственно, и появилась «Спарта».

Сюда, на Володарского, заезжали уже с приличной командой в 60 человек, сейчас число наших воспитанников возросло до ста. Уже больше года здесь тренируемся. Работают четыре высококвалифицированных тренера, которых я знаю по совместным выступлениям и в которых заметил хорошие педагогические задатки для работы с детьми. Все тренеры работают по единой методике, в едином порыве, если так можно выразиться. На единый результат. Задача клуба — воспитывать спортсменов-личностей.

Свою давнюю мечту я хочу воплотить в этом клубе. Нашему тренерскому составу очень хочется подготовить участников Олимпийских игр. Естественно, мы мечтаем и об олимпийских наградах. Пока мы в самом начале пути. Даст Бог, пройдем его достойно. Дорогу осилит идущий.

Потихоньку ребята набираются опыта, подходят к определенному уровню. Главное — им нравится тренироваться в «Спарте». Возим их на соревнования, куда только можно выехать. Опять же, мы хоть и не государственная структура, но если ребенок талантливый и у него нет средств на поездку — беру на себя ответственность, и мы его везем на соревнования, чего бы это ни стоило.

По себе знаю, что нельзя терять время и вариться в собственном соку. Только в соперничестве с другими школами растет мастерство юных спортсменов. Летом ездим в спортивные лагеря. Побывали с ребятами в Аджарии. В Батуми были гостями известного днепропетровского дзюдоиста, заслуженного мастера спорта Ильи Чимчиури, который ныне является тренером молодежной сборной Грузии. В прошлом году ездили в Карпаты, куда нас пригласил мой конкурент по сборной Сергей Дребот. Он, кстати, завоевал путевку на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро.

Вот так с помощью друзей-соперников познаем спортивный мир, знакомимся с различными школами. Без этого нельзя добиться больших побед в спорте. Параллельно организовали небольшой спортивный магазинчик, чтобы ребята не бегали в поисках качественного кимоно и сопутствующих спортивных товаров. Так потихонечку и движемся к поставленной цели.

В дальнейших планах — создание филиалов в районах города, чтобы детям было удобнее тренироваться рядом с домом. В нашей стране загадывать наперед — дело неблагодарное, но мы стараемся не стоять на месте, а прогрессировать.

О спортивном азарте и стремлении к Олимпу

— Сегодня без поддержки невозможно создать стоящее дело. Кто является вашими помощниками?

— Назову прежде всего человека, который нашел и предложил это помещение, в котором мы сейчас с вами находимся, где проходят тренировки наших воспитанников. Это Артем Ильенко, фанат дзюдо, с которым на недавнем чемпионате Европы среди тридцатилетних мы стали вторыми. Сегодня нашими партнерами является вся наша большая семья, имя которой — «Спарта». Это все дети и их родители.

Не буду скрывать, на сегодня есть предложения от людей довольно влиятельных, которые, увидев наши успехи, готовы стать учредителями и даже готовы возглавить клуб в качестве президента. Честно скажу, сегодня это не актуально. Свобода дороже каких-то преференций. Не хочется, чтобы кто-то диктовал нам, как это часто бывает в спортивных кругах, кому ехать на соревнования, а кому нет, и тому подобное. Не будем далеко загадывать, но пока все решаю я сам.

— Но ведь будем откровенны, Даня, в спортивных кругах, кроме здоровой конкуренции, есть и зависть…

— Я понял, о чем вы. Стараюсь философски относиться к таким вещам. Наверное, кому-то не совсем по душе тот факт, что молодой парень, едва закончив выступления, открыл свой спортклуб. Я всегда говорю по этому поводу, что надо трудиться — и все получится.

Правда, можно привести примеры, когда ребята начинали одновременно с нами, но у них не пошло. Почему? Я называю это «нехваткой терпения». Честно скажу, у меня первый год не так все складывалось гладко, как того хотелось. Когда ты выносишь деньги из семьи за аренду, а прибыли не видно, как бы это мягче сказать, — будет не совсем правильно. Да и семья недолго будет терпеть подобное.

Сегодня дело обстоит иначе. Мы заметно прогрессируем, заметен рост спортивного мастерства у юных наших воспитанников. Хочется совершенствоваться дальше. Нам необходим зал, где можно было бы проводить турниры. Это задача минимум, а максимум — хочется провести со временем турнир уровня Кубка мира по дзюдо в нашем городе. Пока об этом вслух не говорят, только мечтают.

Президент областной федерации дзюдо Михаил Кошляк проводит на хорошем уровне турнир памяти Игоря Мартыновича Прищепы, с привлечением солидных спонсоров, именитых спортсменов и тренеров. Думаю, что уже в этом году и воспитанники «Спарты» поборются за медали. Вот такой азарт присутствует у нас в клубе. Распечатали календарь. Сколько соревнований впереди! Надо только думать и думать, как сделать так, чтобы ребята участвовали и боролись — набирались соревновательного опыта, который на тренировках не приобретешь.

Сейчас мы результат не требуем особо. Главное, чтобы ребята любили спорт и дзюдо. А результат придет от любви и преданности этому виду спорта.

— Кроме Данилы Миро и Артема Ильенко, кто из тренеров работает в клубе?

— Мастера спорта по дзюдо и самбо Евгений Леонидович Прудкий и Артем Станиславович Ворона. Все тренеры примерно одного возраста, сами надевают кимоно и выходят на татами вместе с воспитанниками.

Поэтому интересно и тренерам, и самим ребятам. Кровь еще молодая играет. Все тренеры с высшим образованием. Я недавно получил второе высшее образование в Запорожском частном классическом университете. Специальность — спортивное управление. Поэтому если кто-то сегодня мне говорит, что не успевает и учиться, и тренироваться, то я таким отвечаю: «Все реально, ребята, надо только старание приложить и желание иметь».

Важно найти «своего» тренера

— Даня, ты упомянул в разговоре о своей олимпийской мечте. Позволь еще раз вернуться к этой теме: чего же не хватило тебе, чтобы достичь ее? Наверняка ответ ты знаешь и сможешь поделиться с теми, кто будет стремиться покорить Олимп?

— Не хватило, скорее всего, нескольких факторов: чтобы отбираться на Олимпийские игры в нашем виде спорта, надо было в течение всего четырехлетнего цикла подготовки ездить на сборы, турниры, кубки мира, плюс в моем весе, 66 килограммов, была жесточайшая конкуренция за место в сборной. Во всех видах борьбы в этом весе конкуренция огромнейшая.

В украинской сборной на одно место претендовало 10 спортсменов. У каждого по-своему чего-то не хватило в определенный момент. Я не скажу, что у меня были обстоятельства, когда я преставал жить этой мечтой. Нет, я жил этой мечтой всегда, тренировался дважды в день из года в год. Не скажу, что я травмоопасный спортсмен. Да, я ломал ногу, было такое. Но чтобы постоянно донимали какие-то хронические хвори, как у многих, колени, например, или плечи оперируют по несколько раз — такого у меня не было.

Может быть, я не дождался своего тренера, такого, каким был для меня Александр Яковлевич Филипповский. Вот с ним мы жили душа в душу.

Думаю, что он привел бы меня к олимпийской медали. Он знал меня досконально, иногда мне казалось, что я сам себя так не знаю. Он умел подсказать в нужный момент, найти правильное слово, знал, когда разгрузить морально. В спорте, а особенно в борьбе, когда ты постоянно гоняешь вес, а я гонял бывало и по 8—10 килограммов, свой тренер — это настолько важно, его действительно можно было назвать вторым отцом.

У меня же было что-то среднее, не в обиду будет сказано и Даниилу Абрамовичу Воловичу и Анатолию Ивановичу Пирогу. Они сильные тренеры и при этом абсолютно разные. Они были где-то близки к тому, чтобы понять меня, но вот именно своего тренера, готового мной жить, — такого не было.

А у меня доверие к тренеру было на 300 процентов. У них же, видимо, доверия было чуть меньше, чем нужно было на тот момент. Это мое субъективное мнение.

Мне кажется, если бы тренеры заглянули в душу мою и увидели мое желание… Например, установили скрытую камеру и посмотрели на мой режим дня: рано утром встаю, умываюсь, пока все спят, бегу кросс. Потом утренняя тренировка, после обеда — вечерняя. Меня никто не видел с сигаретой в зубах. Фанат был. Цель была одна с детства — Олимпийские игры.

Где-то, наверное, тренеры не прониклись моим фанатизмом до конца. Хотя Даниил Абрамович Волович говорил мне: «Ты, Даня, чемпион мира в зале. Приезжают люди из разных стран, и выиграть у тебя никто не может». А вот на соревнованиях где-то перегорал раньше времени.

У нас ведь не так, как в футболе: проиграл одну игру, а впереди еще 29 туров — можно и догнать соперников по ходу турнира. А в борьбе есть один старт, допустим чемпионат Украины, а сверху давят, если проиграешь — сезон у тебя насмарку. А сколько тех лет? Скажем, мужская борьба начинается с 18 лет и до 25—28 лет. Ну, пускай 10 лет. У тебя только 10 шансов. Вот это и плохо.

Я сейчас стараюсь все это учитывать в своей работе, чтобы не допускать подобных ошибок. Делаю абсолютно другую программу — больше разгружаю детей морально. Однозначно, нужно больше общаться с детьми. Я побывал в этой шкуре и знаю, о чем говорю. Общаюсь с футболистами «Днепра», среди них у меня много друзей. Это совсем другой уровень. Хочется, чтобы и у наших ребят была хорошая экипировка, был клубный автобус, чтобы было видно всем: спортсмены едут на соревнования.

«Когда у ребенка получается, сердце наполняется радостью и гордостью»

— Есть среди твоих воспитанников ребята, похожие на тебя в юности?

— Да, уже вижу нескольких. Я то, конечно, им не говорю, чтобы не зазнавались. Коллеги делятся: «Даня, если бы над нами кто-то так трусился в детстве, мы бы достигли совершенно другого уровня». Мы действительно у себя в клубе хотим найти индивидуальный подход к каждому.

Я довольно много поездил по сборам и соревнованиям. Был в Испании, Франции, Австрии, Германии, Бельгии, других развитых странах и подметил одну закономерность: везде из гадких утят — у нас бы таких и в секцию не взяли — лепят мастеров. И, что парадоксально, многие из них добиваются впоследствии неплохих результатов на мировой арене. Этот момент мы учитываем у себя в клубе.

Для меня нет сегодня «худых», «толстых», «длинных», «коротких»… Дзюдо — демократичный вид спорта. Просто надо найти подход к каждому. В этом и заключается работа детского тренера. Одному подходит лучше один бросок, другому — совсем иной. Я на тренировках стараюсь свои коронные приемы давать, например, «учимото» — подхват. И когда я вижу, что у ребенка получается, мое сердце тоже наполняется радостью и гордостью за свой труд.

— Наверняка есть какой-то девиз у вашего клуба?

— Есть такой: «Спарта — больше, чем спорт. Это — большая спортивная семья»! Хочется, чтобы это были не просто слова. Хочется, чтобы это стало своеобразной культурой. Сейчас в Европе много таких маленьких клубов с небольшим бюджетом, но благодаря команде и самоотдаче каждого они творят чудеса.

Когда-то Андрей Русол подарил мне книгу «Футбол как модель ведения бизнеса». Слово «футбол» я заменил словом «дзюдо». А подход один и тот же. Если есть желание у человека трудиться — он добьется своего.

Во время беседы с молодым тренером и президентом «Спарты» меня не покидало ощущение, что и он вместе со своими друзьями непременно добьется поставленных целей. И в скором будущем появятся в Днепропетровске олимпийские призеры по дзюдо. Уж больно сквозит в словах этого человека такая неподкупная уверенность, сила и убежденность в своем выборе и своей правоте. Я поймал себя на мысли, что Данила Миро напоминает мне античного героя, всеми любимого с детства — Спартака. Может быть, поэтому и появился в нашем городе спортивный клуб «Спарта»?!


Текст: Виктор ОЖОГИН специально для газеты «Зоря»

Газета Зоря »

Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Фото, відео, архів новин доступні у повній версії сайту
Повна версія сайту
copyright © gorod.dp.ua
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Політика конфіденційності