Невозможно точно сказать, когда в Екатеринославе состоялось первое цирковое представление. Ведь всегда была категория людей, которые горели страстью продемонстрировать сверхъестественные возможности своего тела, и те, кто с замиранием сердца наблюдал за действием, выходящим за пределы здравого смысла.
В 1885 году в Екатеринославе на Качельной площади стационарное здание цирка принимало заезжих гастролеров. Ныне на этом месте стоит театр оперы и балета. Затем был цирк на Озерной площади, который несколько раз разрушался и возрождался, как феникс из пепла. Здесь в 1912 году с большим успехом гастролировал цирк Жижетто Труцци.
Работал цирк и во время немецкой оккупации. Тогда в городе осталась группа из 19 артистов, которую возглавил Александр ВанТанЗян. Цирк назывался «Театром иллюзий» и гастролировал по всей области. В августе 1943 года всех артистов «Театра иллюзий» отправили в Германию, как сложилась их судьба, к сожалению, неизвестно.
После войны цирк несколько раз ремонтировали. Но 13 сентября 1956 года аттракционом «Медвежий цирк» под руководством китайского артиста УженьХайТиня старый цирк попрощался со зрителем, чтобы в июне 1960 года вновь встретиться в новом стационарном здании. Здесь, на улице Шмидта, днепропетровский цирк более 20 лет удивлял жителей и гостей города.
Новое здание строили в три смены
Новая страница истории днепропетровского цирка началась 24 декабря 1980 года, когда состоялось торжественное открытие его нового здания на Набережной. Фанфары, световые пушки, радостные возгласы первых зрителей сообщили о начале новой эпохи нашего цирка, его «третьей молодости» после Качельной и Озерной площадей.
Проект здания создал заслуженный архитектор Украины Павел Ниринберг. Работа на стройке шла без остановки, а начальник строительства, главный инженер треста «Днепротяжстрой» Александр Македонский ежедневно отчитывался о прошедшем дне. В 1976 году директором еще строящегося цирка был назначен Александр Никитин. Цирк строили в три смены, ежедневно на работах было задействовано до 1400 человек.
— Сложно представить человека, более отданного своему делу. Он с утра до ночи находился на стройке. Артисты и сотрудники цирка и сегодня с благодарностью вспоминают Александра Николаевича, — рассказала Лариса Еловских, почетный ветеран цирка, член Международного сообщества писательских союзов и Национального союза театральных деятелей Украины.
Лариса Алексеевна вспоминает, как Александр Никитин шел с ней по цирку и рассказывал, как по его заказу украинские художники придумали и изготовили уникальные люстры для фойе, и что в аквариумах на стенах вдоль фойе должны плавать рыбки. Планы Никитина полностью воплотились в реальность.
— Я удивилась, почему в зрительном зале кресла мрачного серого цвета. Александр Николаевич меня заверил, что нужно смотреть, когда в зале будет публика. Действительно, с появлением зрителей зал ожил, заиграл разноцветными красками. Вообще, из всех типовых построек цирков по величине и по дизайну самыми удачными были днепропетровский и сочинский цирки. Сегодня Днепропетровский государственный цирк по всем показателям второй в Украине, после Киевского, — отмечает ветеран цирка.
Говоря о развитии цирка в Днепропетровске, Лариса Алексеевна возвращается к старому цирку на Шмидта. Она выступала в последней программе на его закрытии с номером «Акробаты на роликах». Сегодня здание превратили в склад, а звуки оваций давно уступили место перекликанию торговцев.
Новаторы и традиции
В новом цирке многое уникально, например, купол.
— Днем — это шатер, вечером, когда цирк зажигает огни, как в фокусе иллюзиониста, превращается в жерло вулкана, из которого вырываются огненные чеканные звери, сверкающие в лучах красочной подсветки, — описывает купол Лариса Еловских.
Отметим, что фигуры животных, которые находятся на крыше, изготовили в Армении.
Во время строительства впервые применялись купольные своды из алюминиевой рейки, общая длина которой 92 километра. Такой купол дает возможность удобно крепить подвеску аппаратов артиста и создает отличную акустику.
Также впервые в отечественной практике при строительстве применили шатровое покрытие из сборных железобетонных элементов. Кроме того, это единственный в Украине цирк, с репетиционнопостановочным манежем. Цирк спроектирован так, что зрители и артисты не сталкиваются, ведь для артистов есть специальный вход в зрительный зал со среднего ряда. Зал вмещает 1914 человек.
Но главная особенность днепропетровского цирка — это его коллектив. В свое время цирк возглавляли Фред Яшинов (1932—1970 гг.), Александр Никитин (1976—1994 гг.), Виктор Бруханский (1994—2010 гг.), а с 2010 года генеральным директором и художественным руководителем стал Виктор Шабатько.
— Семья Шабатько — это удивительная династия мастеров цирка. Дело Виктора и Татьяны успешно продолжают их дочь Илона и зять Артем Варзаков, внучки Стефания и София. Илона успешно выступает с номером «Шоу королевских пуделей». В целом семья Шабатько со своими номерами объездила почти 30 стран, — рассказала Лариса Еловских.
В истории днепропетровского цирка есть не одна династия выдающихся артистов. В 30е годы XX века в городе работали Нина и Александр Капитановы с номером «Силовые жонглеры». Затем на арене работал их сын Игорь с женой Надеждой. Удивительный тандем Анатолия Стеценко и воздушной гимнастки Светланы Добровольской дал миру номер «Летающие перши».
Иван Яровой, который работал еще в старом цирке на Озерной площади, затем выступал на открытии цирка на Набережной, тоже приобщил к делу семью, и со временем на манеж вышли Ирина, Андрей и Татьяна Яровые. Знают и любят в Днепропетровске представителей нескольких поколений прекрасных дрессировщиков Майхровских.
Акробат, хореограф, писатель…
Говоря о цирке, его жизни, Лариса Алексеевна лишь вскользь вспоминает о себе — скромничает. Но мыто знаем, что она — воплощение знаменитой фразы о том, что талантливый человек талантлив во всем. Лариса Еловских родилась на Урале. По специальности технолог по приготовлению пищи. Дорога в цирк для артистки началась с танцев, а именно с балетной группы Уральского народного хора.
Однажды хор выступал в цирке в Свердловске, прекрасную танцовщицу заметил и пригласил в свой номер руководитель знаменитого циркового номера «Пароход идет «Анюта». Затем была цирковая группа на роликовых коньках, где ей пришлось очень много тренироваться, ведь номер крайне сложный. Позже артистка попала в номер со слонами к Александру Корнилову, где ходила по канату под куполом цирка. Судьба распорядилась так, что Лариса Алексеевна снова вернулась на коньки и, уже работая в паре со своим мужем, они создавали прекрасные номера.
Наверное, артисты цирка могут укротить и покорить все, кроме времени. С годами, когда Лариса Алексеевна вышла на пенсию, она переехала в Днепропетровск к сестре. Сегодня работает с молодыми талантами в нашем цирке, занимается общественной деятельностью.
Лариса Еловских также является членом Регионального союза писателей Приднепровья, издает книги, пишет стихи. Она увлечённо изучает историю Днепропетровского цирка и посвятила ей книгу «Под куполом цирка». Ее перу также принадлежат книги «Загадки любви», «Отражение времени», «Розы у дома». В 2015 году вышел новый сборник стихов «Планета в цветах».
У Ларисы Алексеевны хватает сил на все. Уже много лет коллектив днепропетровского цирка мечтает о создании музея. Вдохновителем является Лариса Еловских, которая бережно хранит удивительные экспонаты. Их, к слову, более чем достаточно, и о каждом можно говорить часами.
Но пока все они бережно хранятся под пристальным вниманием Ларисы Алексеевны: чтобы пыль не сгубила и «дух» не ушел. Ждет своего часа костюм Владислава Гончарова, великолепного укротителя львов, гвозди, которые завязал на узел силач Дмитрий Халаджи. Афиши, журналы, программы, уникальные фотографии, по которым можно проследить историю здания цирка от первой опоры в фундаменте до первых зрителей.
В цирке верят, что, несмотря ни на какие трудности, в фойе появится хоть и небольшой, но свой музей, в котором гостям напомнят, что на этом манеже выступали виртуозы циркового искусства М. Румянцев, Н. Капитанова, Ю. Куклачев, И. Кио, Ю. Никулин, В. Запашный, В. Шевченко, Л. Шевченко, представители династии Дуровых, Яровых, Корниловых, Шемшур, Эльворти, Довейко и многие другие.
…Цирковые люди, в хорошем понимании этого слова, не такие, как все. Они обладают уникальным даром удивлять. Возможно, на улице, в толпе, вы никогда не догадаетесь, что идущий рядом с вами человек отважно зайдет в клетку со львом, а хрупкая девочка способна выполнять сложные трюки на головокружительной высоте. За это мы их и любим и идем в цирк, чтобы в очередной раз восхищаться ими — цирковыми, не такими, как все, людьми.