Но сначала мы напомним о традициях этого праздника в целом.
«Новый Год – древний языческий праздник, прочно вошедший затем в христианский календарь, рассказывает Максим Кавун. - А в современном календаре этот праздник занимает едва ли не первое место. Обрядность Новогоднего праздника также намного старше христианской религии и восходит к древним языческим верованиям. Наиболее интересно, что Новый год у разных народов и в разное время праздновали не в январе, а в марте, апреле, сентябре.
До принятия христианства древние славяне праздновали приход Нового года весной. Весна ассоциируется с процессом пробуждения природы после зимнего замирания. Возможно, такой момент идеально подходил для начала отсчета нового года. Много столетий назад наши предки праздновали начало Нового года 1 марта, 9 марта, а иногда 1 апреля.
В 988 года великий киевский князь Владимир Святославич перешел в христианскую веру, крестившись в Херсонесе. Тогда же крестили первых киевлян. После этого Новый год по христианскому календарю стали официально отмечать 1-го сентября. Такая практика продолжалась на Руси целых семь столетий, вплоть до XVII века.
Традиция праздновать Новый год 1 января пришла к нам из Древнего Рима. Причем особенно интересно, что Новый год в Риме сначала праздновали 1 марта, как и наши предки-славяне. Однако дату праздника изменил римский император Гай Юлий Цезарь. Произошло это в ходе реформы римского календаря децимвров, к тому времени устаревшего и отстававшего от астрономического времени. Был введен юлианский календарь, действовавший затем в Европе до XVI века, а в Российской империи вплоть до 1918 г.
Юлий Цезарь перенес дату Нового года на 1-е января. Почему именно на это число? Эта дата была временем вступления в должность двух консулов, руководителей Римской республики. Цезарь совместил начало календарного года с праздниками вступления в должность высших государственных лиц. Так еще со времен Юлия Цезаря праздник Нового года впервые обрел двойное значение – и народного, и государственного праздника.
Традиция отмечать наступление Нового года 1 января надолго пережила Римскую империю, распространившись в Европе и в странах, колонизированных европейцами. Земли Западной Украины, находившиеся в Средние века в составе Литвы и Польши, праздновали Новый год 1 января уже с XIII–XIV веков.
В конце XVII века на Руси новый год начинался 1 сентября, а в Европе – 1 января. Русский царь (с 1721 г. – император) Петр I разрубил этот «гордиев узел». 15 декабря 1699 г. он издал сенсационный указ, которым постановил праздновать Новый год 1 января. Дата издания указа ознаменовала собой начало нового XVIII века. Вот что говорилось в царском указе: «Считать Новый год не с первого сентября, а с первого генваря сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом. По знатным проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… Чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни».
Указ Петра I 1699 г. о Новом Годе не только изменил дату самого праздника, но и заложил основные черты современных новогодних торжеств. «Чинить стрельбу из пушечек и ружей» сейчас уже никто не будет. Зато традиция «пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни» живет три сотни лет. Ну, а слова «петарды» во времена Петра I просто еще не было в русском языке…
Оказывается, елка стала праздничной гостьей наших домов не так давно, только три с лишним века назад. До этого на Руси хвойные деревья считались… символом траура по покойникам. Кстати, даже после издания петровского указа многие верующие продолжали считать елку «вредным деревом» и пережитком язычества. На рубеже XIX–XX вв. ёлки уже регулярно устанавливали на праздник в частных домах и общественных учреждениях. Теперь сама мысль о том, что еловое дерево как символ Нового года ввели указом царя, кажется красивой легендой. Тем не менее, это так.
В XX веке новая реформа календаря привела к «раздвоению» Новогоднего праздника. После краха Российской империи большевики, пришедшие к власти, провели в 1918 г. календарную реформу. В результате на свет появился совершенно экзотический праздник – «Старый Новый год». Почему так произошло? В России до начала XX века действовал юлианский календарь, Европа в 1582 году ввела григорианский календарь. Россия жила по «старому стилю», а Западная и Центральная Европа с XVI века – по «новому стилю». Большевики передвинули календарь на «новый стиль», в начале 1918 г. увеличив датирование сразу на 13 дней. День 1 января стал днем 14 января.
Реформа календаря 1918 г. произвела неожиданный побочный эффект. В Советском Союзе появились два Новых года и два Рождества. Население одной шестой части суши получило уникальную возможность праздновать Новый год и Рождество по новому, и по старому стилю одновременно. Так появился «старый Новый год». Это понятие в ходу только на территории бывшей Российской империи и СССР.
Как отмечали Новый Год в Екатеринославе в первое столетие его истории, остается практически неизвестным. Источников по этому поводу не сохранилось. Зато особенности празднования в начале XX века можно восстановить по сохранившимся подшивкам екатеринославской прессы.
Главная особенность новогодних торжеств до революции – Новый Год следовал за Рождеством (25 декабря), а не предварял его (как сейчас, 7 января по новому стилю). В начале XX века Новый Год не считался главным праздником. Сто лет назад, когда еще господствовало религиозное мышление, екатеринославцы основное внимание уделяли празднику Рождества Христова. Оба праздника прекрасно уживались друг с другом, предоставляя жителям целую неделю новогодних торжеств. А затихали празднования, как и сейчас, 6 января (19 января по новому стилю), когда праздновали Крещение.
Несмотря на обилие чисто развлекательных мероприятий, на первое место ставилось духовное начало. Молебны по случаю наступления Нового Года обязательно проходили во всех храмах Екатеринослава. Например, в декабре 1914 г. в газете «Приднепровский край» было объявлено: «В ночь под Новый год во всех приходских городских храмах будут совершены в 12 ч. торжественныя новогодния молебствия. В Кафедральном соборе молебен совершит преосвященнейший епископ Агапит; начало звонов в 11 ½ ч. В самый день Новаго года владыка совершит в соборе литургию, и после оной молебен в сослужении духовенства; облачение желтое».
Современного понятия «губернаторской елки» в Екатеринославе не существовало, но главная елка устраивалась в старейшем здании города (ныне ДК студентов), где тогда располагалось Дворянское собрание. Здесь проходили «Новогодние взаимныя поздравления», которые возглавлял губернатор. Обязательно принимали участие вице-губернатор, губернский предводитель дворянства и вся верхушка чиновничества и местной аристократии.
Сто лет назад, в последние годы существования Российской империи, в связи с началом Первой Мировой войны, главную елку города пришлось отменить. В декабре 1914 г. газета «Приднепровский край» печатала объявление губернатора: «В виду переживаемых в настоящее время особой важности событий <…> новогодния взаимныя поздравления, устраиваемыя ежегодно в Потемкинском Дворце, совершенно отменяются». При этом указывалось: «Вместе с сим мы все указанныя лица и наши семьи покорнейше просим никого не безпокоиться приносить нам поздравления на домах». Желающим заменить взаимные визиты предлагалось внести пожертвования в Канцелярию губернатора до 2-х часов дня 30 декабря. Половина пожертвований предназначалась для сирот-детей воинов в приюте наследника цесаревича Алексея, а вторая половина должна была пойти на сооружение храма-памятника при больнице Красного Креста.
Ну а в целом, богатейший город Екатеринослав, символ «железной лихорадки», привык встречать Новый год с большим размахом. Обеспеченные жители предпочитали беззаботно проводить вечер 31 декабря в многочисленных театрах, ресторанах и клубах.
С удовольствием заполняли екатеринославцы в предпраздничные дни театральные и концертные залы. К примеру, Зимний театр (ныне в здании театр имени Горького) в анонсе указывал, что «праздничный репертуар составлен весьма разнообразно». 29 декабря 1914 г. показан спектакль «Петроградския трущобы», «переделка известнаго романа Крестовского». (Именно по этому роману был поставлен популярный в 1990-е годы сериал «Петербургские тайны»). Как отмечал газетный критик, «спектакли проходят при полных сборах». Сам вечер 31 декабря в Зимнем театре анонсировася так: «спектакль-галла 1) веселая комедия-фарс «Рай Магомета» в трех действиях; 2) Встреча Новаго и проводы стараго года. Грандиозное «Кабарэ». Соединенными силами артистов г. Екатеринослава. Драмы, Оперетты, Еврейской труппы, Цирка и Кафе-шантана. С 12 ½ часов начало Кабарэ. Безпрерывное веселье. Лица, взявшие билеты на спектакль, не меньше рубля остаются на Кабарэ. Вход на Кабарэ один руб.».
Московский цирк Ж.А. Труцци на Озерной площади 30 декабря 1914 г. показал «Большое экстраординарное представление»: участвовали «Горные орлы», «Летающие люди» и др. 31 декабря анонсировалось большое представление «Встреча Новаго Года». В том же духе был выдержан репертуар остальных театров. Театр «Солей» 31 декабря 1914 г. показал «сильную драму» в 3 частях «В урагане страстей», и драму в 3 частях «Катастрофа на железной дороге». Театр «Колизей» 31 декабря показал «небывалую по захватывающему интересу драму из еврейской жизни в 3-х частях «Страдалица Лия (Казненный жизнью)». Не отставали от театров и клубов рестораны. «Первоклассный ресторан «Аполло». Проспект, дом Ботте. Сегодня Среда 31-го Декабря. Торжественная встреча Новаго Года при участии всей программы артистических сил».
Предновогодние выпуски газет в Екатеринославе были заполнены целыми полосами рекламы магазинов, где наперебой предлагались праздничные скидки на продукцию. Вот самые оригинальные из новогодних объявлений из сохранившихся подшивок конца 1914 года:
«На счастье к Новому году. Фабричный магазин новинок собственного производства И.Г. Альперовича из Ялты. Проспект, под Центральной Гостиницей… Оригинальныя и изящныя вещи из перламутра, раковин, янтаря, коралла, серебра, сардолика, агата, аванторина (собрание любви) и др.».
«Для праздничных подарков шерстянные и бумазеевые остатки и другие товары трико для дамских платьев от 35 коп. аршин. В магазине Л.М. Гольдштейна».
«Много шика мало денег. Практичные рождественские подарки ювелирной имитации от 50 коп. до 50 рублей. Французский магазин помещается в магазине «К.А. Торопыгин». Проспект, под Центральной гостинницей». «Фабрика Конфект и Шоколада «Юнона». Проспект, дом Штейна. Доводит до сведения жителей гор. Екатеринослава и его окрестностей, что к празднику Рождества Христова приготовлены в большом количестве: свежие конфекты, шоколад, мармелад, ирис, монпасье, пряники, цукаты и всякия другия кондитерския приготовления для елочных украшений. Цены фабричныя».
«Кондитерская «Ренессанс». Трезвая встреча Новаго Года. Заблаговременная запись на столы. Ужины из 3-х блюд 1 р.».
«К встрече Новаго Года. Запаситесь приятным и полезным для здоровья напитком – радиоактивной столовой водой «Кувака». Александровская, 39. Доставка на дом».
В условиях Первой Мировой войны Екатеринослав, привыкший к беззаботной и пышной жизни, вынужден был изменить церемониал празднований. Главным новшеством встречи Новых 1915-1917 годов стало устройство елок в госпиталях и приютах для детей сирот-воинов.
По сохранившейся информации за конец 1914 г., главной по значению стала «елка для раненых в Дворянском лазарете», которую открыли 25 декабря в 4 часа дня. Лазарет находился в самом Потемкинском дворце, и именно эта елка заменила традиционное пышное празднование. Открыл елку губернский предводитель дворянства, по совместительству председатель местного отделения Красного Креста, князь Н.П. Урусов с супругой. На следующий день, 26 декабря, им же была открыта елка для раненых в главном госпитале Красного Креста. Губернское земство устроило елку для раненых в Губернской земской больнице (ныне областная больница имени Мечникова).
Еще одной приметой встречи неспокойных 1915-1917 годов стала отправка подарков в действующую армию. Газета «Приднепровский край» от 30 декабря 1914 г.: «В числе подарков, отправленных из Екатеринослава, находится 35 ящиков для солдатов 281-го Новомосковскаго полка» от преподавателей и учеников 2-го реального училища. Подарки включали в себя чай, сахар, почтовую бумагу с конвертами, карандаш, леденцы, нитки, иголки, мыло, ложку, кисет с табаком, спичками и кресало, и «письмецо солдатику с разными пожеланиями». Кроме того, отправляли теплые перчатки, теплые жилеты, башлыки, теплые рубахи, и даже сало. Как это похоже на наши времена, не находите?..
Октябрьская революция 1917 г. и последующее установление Советской власти произвели значительные изменения в формате празднования Новогоднего праздника. Во-первых, учитывая антирелигиозный курс большевистских властей, значение праздника Рождества постепенно снижалось, а Новый Год фактически превратился в главный «неполитический» праздник года (идеологически главным был день 7 ноября, если кто уже подзабыл).
Во-вторых, репрессии коснулись главного символа новогодних празднований. Елку на общественных мероприятиях даже запретили, считая это «пережитком прошлого». Только в 1930 г. власти вновь разрешили устанавливать дерево на Новый год, но с небольшим дополнением – теперь верхушку ели должна была увенчивать красная звезда.
С тридцатых годов ХХ века Новый год стал едва ли не самым любимым народным праздником. В 1930–1950-х гг. активно развивалась традиция коллективных празднеств вечером 31 декабря, устраивавшихся во Дворцах культуры и клубах. Ель считалась здесь главным элементом. Для этой цели подбирали внушительных размеров натуральные деревья.
Такая традиция нашла воплощение и в Днепропетровске. Почти полвека, с 1940-х гг. и до конца 1980-х гг., местные газеты целую неделю перед праздником на последней странице печатали «правила пожарной безопасности при устройстве и проведении новогодней ёлки». В 1945 г. «Днепровская правда» от 29 декабря указывала, что «места устройства новогодних ёлок в клубах, театрах, дворцах пионеров, школах, дошкольных учреждениях и т.п. должны быть обязательно согласованы с местными органами пожарной охраны НКВД». 27 декабря 1955 г. «Днепровская правда» сообщала: елку можно было устанавливать в общественных местах «не выше 2-го этажа и при наличии не менее 2-х выходов из помещения, где устанавливается ёлка».
Это была эпоха Новогодних балов, отраженная в легендарном фильме «Карнавальная ночь» (1956). В Днепропетровске местами балов служили лучшие театрально-концертные здания города. Например, 31 декабря 1950 г. в театрах имени Шевченко и имени Горького проводился «Большой Новогодний бал», вход начинался в 23 часа.
Одним из главных символов Новогоднего праздника для большинства днепропетровцев является «городская ёлка», которая до недавнего времени устанавливалась в парке Лазаря Глобы (в советское время – парк Чкалова). В семейных альбомах любой семьи, вероятно, найдется хотя бы одна фотография на фоне ёлки в парке. Особенно популярны походы «на ёлку» с детьми. Сколько времени существует данная традиция «городской ёлки»?
С 1960-х гг. традиция проведения Новогодних балов в театрах и Дворцах культуры постепенно угасает. В 1970–1980-х гг. они перепрофилируются в основном на новогодние утренники для детей. Возникает традиция устраивать «главную елку» города на открытом пространстве, требовавшая новой эстетики. Найти натуральное дерево, видное на расстоянии нескольких кварталов, сложно. Возникла технология: главную ель высотой около 25 метров мастерили из веток, нанизанных на металлический каркас, вращающийся вокруг оси. По этой схеме городскую елку устраивают и сейчас. С 1970-х годов декорированные елки стали устанавливать на главных аллеях городских парков – имени Чкалова, Шевченко, Хмельницкого, Гагарина, Дубинина, Севастопольского и других.
Традиция располагать «главную ель» в центрах городов пришла, как ни странно, в советский период, прошедший под лозунгами борьбы с «пережитками прошлого».
Сохранилось не очень много информации о порядке празднования «главной ёлки» Днепропетровска в 1960–1980-х гг. В начале семидесятых годов она ежегодно устанавливалась на площади Ленина. Газета «Днепр Вечерний» в 1972–1974 гг. открывала первый номер года фотографиями главной ёлки.
Во второй половине 1970-х гг. ёлку перенесли в парк имени Чкалова (с 1992 г. – парк Лазаря Глобы). Парк выбран как идеальное место для семейного отдыха, в шаговой доступности от транспортных потоков. Например, «Днепр вечерний» 1 января 1981 г. сообщал: «Первый новогодний праздник – открытие главной ёлки города – состоялся в парке имени Чкалова». Традиция быстро укоренилась. 28 декабря 1985 г. «Днепр вечерний» рекламировал «встречи в «новогоднем городке», который, по традиции, сооружен в парке культуры и отдыха имени Чкалова. Здесь состоится 30 декабря в 17.00 городской новогодний праздник «Ёлка-86».
За сорок лет сценарий «главной ёлки» кардинально не изменился. За несколько дней до Нового Года ель в парке торжественно открывал городской голова; она возвышалась примерно две недели, до середины января. Это сборное сооружение высотой около 25 метров, сделанное из 12 тысяч еловых и сосновых веток, украшенное сотнями игрушек и гирляндами. С 2008 г. установилась еще одна традиция – устраивать «Губернаторскую ёлку» возле здания облгосадминистрации, в сквере имени Ленина.
С 2014 г. вот уже два года главную елку города устанавливают на центральной площади города, на месте снесенного памятника В.И. Ленину.
Как видим, традиция «главной ёлки» в Днепропетровске насчитывает около полувека. Выйдя за пределы театров и Дворцов культуры, натуральная зеленая красавица сменилась «сборным деревом». Сейчас мир переходит на искусственные ёлки – так и дешевле, и практичнее. Независимо от материалов, сам броский символ Нового Года в обозримом будущем точно не исчезнет.
О том, как праздновали Новый Год в разные эпохи, рассказывает новая выставка, открывшаяся в Днепропетровском историческом музее имени Д.И. Яворницкого. Здесь представлены четыре уникальных комплекса Новогодних интерьеров – традиционный украинский, екатеринославский, советский днепропетровский и немецких колонистов», - завершает свой рассказ Максим Кавун.
Репродукции из коллекции Максима Кавуна.