Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
11.12.2015

Двери в прошлое: Об истории и значении еще сохранившихся дверей старого города

Двери в прошлое: Об истории и значении еще сохранившихся дверей старого города
В старых кварталах Днепропетровска пока еще сохранилось немало особняков с оригинальными резными дверями. У многих в их декоративных элементах зашифрованы особые загадки, тайны, значение. К огромному сожалению, с каждым годом таких «посланцев прошлого» становится все меньше. Древние двери заменяют на новые железные конструкции, многие – сносятся вместе со зданиями…

Об истории и значении еще сохранившихся дверей старого города нам расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д.И.Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Но сначала – немного истории.

Дверям в истории и культуре всегда предавали мистическое и сакральное значение. Дверь и жилой дом или здание – вещь, на первый взгляд, обыденная, и в то же время исполненная мистического смысла, утилитарная и загадочная… Она защищает наше жилье и является украшением интерьера. За некоторыми дверями прячутся несметные сокровища, а может быть, и иные измерения. Как и любая вещь, изобретенная человеком, двери имеют свою историю.

Сакральное значение и история дверей

Во все времена люди придавали двери некий сакральный смысл. Она не только защищала от непогоды и недобрых людей, но также спасала живущих в доме от проникновения злых духов. В Древнем Риме у двери даже был свой бог-покровитель – Двуликий Янус. В Китае дверь считается барьером, который стоит на пути существ из потустороннего мира. Поэтому в этой стране много внимания уделялось отделке двери – ее украшали амулетами и символическими изображениями. Похожие верования были в средневековой Европе. Например, считалось, что вампир не может проникнуть через закрытую дверь, если его не пригласят войти сами люди, сидящие в доме. Отголоски древних верований сохранились и по сей день. В Европе и США на Рождество принято украшать дверь венком из еловых веток и остролиста (падуба). Этот венок является магическим талисманом, укрепляющим защитные свойства двери. В дохристианских верованиях силой отгонять злых духов наделяли падуб.

О том, что представляли собой двери в доисторические времена, можно только догадываться. Вероятнее всего, это были камни или кучи веток, которые первобытный человек складывал у входа в свою пещеру. Позднее для защиты от непогоды стали использоваться шкуры убитых животных. Но это все лишь версии ученых.

Вещественные доказательства, подтверждающие эти теории, до наших дней не сохранились. Первые документальные упоминания о дверных конструкциях относятся к периоду Древнего Египта (около 3 000 лет до н. э.). Они представляли собой щит из связанных веревками молодых стволов клена. Но стоит ли отдавать пальму первенства в изобретении дверей египетским мастерам? Дело в том, что в древнекитайских письменных источниках, которые относятся приблизительно к этому же периоду, описывались достаточно сложные методы деревообработки. На тот момент китайцам уже была известна шпунтовая технология соединения досок, которая и по сей день применяется при сборке мебели и дверных полотен.

В Древней Греции дверные конструкции были хорошо известны. Они использовались как в культовых и общественных сооружениях, так и в частных жилищах. Двери храмов изготавливались из бронзы. Они стоили очень дорого и были не по карману не только простым жителям, но и достаточно обеспеченным людям. Поэтому вход в большинство жилищ закрывали деревянные конструкции, в которых доски соединялись бронзовыми крепежами или деревянными поперечинами. Забегая несколько вперед, стоит сказать, что такой способ соединения элементов дверного полотна просуществовал достаточно долго – почти до наших дней. Только бронзовый крепеж сменился на более прочный и дешевый – кованый из железа. Вероятнее всего, изобретением замков мы также обязаны древним грекам. В «Одиссее» Гомера есть строки, которые описывают запирание двери на задвижку. Самый древний ключ также имеет греческое происхождение. Им запирались ворота храма Артемиды в Лузах. Сейчас он хранится в одном из музеев американского города Бостон. Первые ключи были достаточно внушительных размеров – длина некоторых из них могла достигать 75 см. Греческие мастера работали над усовершенствованием замков, стремясь сделать конструкцию менее громоздкой. В 6-м веке до н. э. был изобретен «замок-желудь», который стал прообразом современного замка.

Двери в Средневековье и Эпоху Возрождения

Средневековье ознаменовалось массовым строительством замков, храмов, крепостей и других монументальных сооружений. Это дало толчок к новому витку совершенствования дверных конструкций. Входные двери (а вернее сказать, ворота) в замках и крепостях изготавливались из твердых пород древесины, таких как дуб и ливанский кедр. Древесина ливанского кедра ценилась не только за прочность, но и за способность противостоять воздействиям влаги и температурных перепадов. Деревянные ворота оковывались железными полосами. На изготовление дверей, разделявших внутренние помещения, шли такие породы, как палисандр, орех, красное дерево. В богатых домах межкомнатные двери украшались искусной резьбой с орнаментальным рисунком или сюжетными сценами.

Век Возрождения ознаменовался новыми веяниями в архитектуре. Первой в него шагнула Франция, начав диктовать моду на застекленные двери. Прообразом для них послужили удлиненные до пола окна. Такие двери стали называться «французскими» и приобрели популярность на долгое время. Также в эпоху Возрождения в Дании появились двухполовинчатые двери, вначале разделявшиеся горизонтально. В их функцию входило сохранение тепла в доме.

Новое время – новая мода

В начале XIX века французские мастера вдохнули новую жизнь в строгие орнаменты дверей в стиле древнего Египта, античного Рима и Греции. Наибольшую популярность среди материалов для их изготовления в это время приобретает красное дерево. Его завозят из Центральной Америки.

В начале XX века в эволюции дверей наступил период, который соединил в себе несколько стилей и эпох. «Прошлое не возвращается, оно придумывается заново» — под таким девизом в 1925 году в Париже прошла международная выставка декоративного и индустриального искусства. На ней были представлены двери, которые поразили своей изысканной утонченностью. В послевоенные годы увеличилось производство дверей на крупных фабриках и в ремесленных мастерских. Это полностью разрушило представление об индивидуальном изготовлении этих изделий, которое раньше считалось привилегией только мастеров-плотников и краснодеревщиков. В производстве входных дверей дерево уступило свои позиции альтернативным материалам, таким как ПВХ и алюминий. Однако межкомнатные двери остались деревянными, прочно укрепившись в интерьере каждого дома. В ХХ веке произошел большой скачок в развитии технологий изготовления – появились изделия с гидравлическим и пневматическим электроприводом, а также раздвижные, складные и вращающиеся двери.

«Старые деревянные двери в эпоху металлопластика, кажется, становятся одним из исторических «динозавров», которым суждено навсегда отойти в прошлое, - рассказывает Максим Эдуардович КАВУН. - В последнее время эти артефакты XIX–XX веков особенно активно заменяются на более удобный, надежный и функциональный продукт. За несколько лет город лишился десятков древних дверей на исторических зданиях. Еще недавно, даже в «нулевых» годах, можно было видеть целые кварталы исторических зданий с резными фигурными дверьми. Сегодня привычной становится другая картина: здание конца XIX – начала XX веков, которое «украшают» окна и двери из металлопластика.

Однако в Днепропетровске еще сохранилось несколько десятков деревянных дверей конца 19 – начала 20-го веков. Не все из них значительны как памятники искусства, но, учитывая темпы исчезновения самого «вида», все «екатеринославские» двери с полным правом могут претендовать на звание уникальных.

Тайна «дверей со стихами Пушкина» осталась в легендах

Впервые в исторических источниках упоминание о дверях на доме как предмете исторической ценности для Екатеринослава можно встретить в газете «Екатеринославский юбилейный листок» 1887 г. В одном из номеров (№ 2 за 12 апреля 1887 г.) читателям задавался вопрос: правда ли, что во время своего двухнедельного пребывания в Екатеринославе в 1820 г. Александр Сергеевич Пушкин проживал в постоялом дворе Тихова в начале улицы Караимской (ныне место дома по ул. Ширшова, 4) и даже что «на дверях дома, говорят, было даже написано Пушкиным какое-то четверостишие». Вопрос этот остался без исторического подтверждения, не дошли до нас и те самые двери…

К сожалению, не сохранилось никакой информации о том, как выглядели двери зданий Екатеринослава до второй половины XIX века. Это не удивительно, ведь и основные графические источники (чертежи фасадов, планы) сохранились в единичных случаях, а фотография пришла в Екатеринослав только начиная с 1860-х годов.

Фигурные двери – один из символов «золотого века» Екатеринослава

Все без исключения ныне сохранившиеся двери екатеринославского периода относятся к 1880–1910 годам. Это было время стремительного роста населения, территории и богатства города, которые принято называть «золотым веком Екатеринослава». Потому неудивительно, что с интенсивным ростом объемов строительства увеличивается в разы количество дверей на зданиях, усложняется их внешний вид, увеличивается количество декора.

Двери, как и другие детали фасада зданий (кованые крыльца и балконы, шпили, декоративные украшения – женские и мужские головы, звериные морды и т.д.) становятся не просто частью сооружения, а зачастую отражают стремление выделиться, создать запоминающийся архитектурный образ, который ассоциировался с именем владельца.

Все сохранившиеся исторические двери екатеринославского периода можно разделить на две категории: двери общественных зданий и частновладельческих (особняков и доходных домов).

Сто лет назад двери украшали деревянными гирляндами и балясинами

Попробуем выделить основные особенности екатеринославских дверей как памятника декоративно-прикладного искусства. Все двери выполнялись из дерева с накладными металлическими элементами – дверными ручками, номерами, накладками на паз для почтового ящика. Все двери были двухстворчатыми.

Визуальное решение дверей отвечало эстетическим представлениям эпохи эклектики. Общий дверной проем визуально разделялся на две неравные части (приблизительно 1:3 или 1:4), из которых нижняя часть, состоявшая из двух створок, являлась собственно дверьми, а верхняя часть, крепилась «намертво» и имела чисто эстетическое значение. Она чаще всего была прямоугольной формы, но могла быть и полукруглой, как, например, в особняке Пчелкина или в доме на ул. Феодосийской, 11. Кстати, поэтому в некоторых случаях, именно эта часть уцелела до наших дней, а нижняя часть, т.е. собственно двери, давно заменена на новые. Эстетически дверной проем оформлялся следующим образом: две створки, как правило, сплошные (намного реже встречался тип дверей, где верхняя или центральная часть была прозрачной или застекленной и закрывалась решетками, например, ул. Комсомольская, 45 и ул. Короленко, 8). Обе сплошные створки визуально чаще всего делились на прямоугольник и квадрат (вверху и внизу длина примерно 2 к 1). На створках по центру прямоугольников и квадратов могли размещаться резные элементы декора, как правило, это гирлянды или вазоны из цветов (но были и исключения, читайте об этом далее). Также, ниже дверных ручек размещались один или два горизонтальных выреза шириной около 1-2 сантиметров для почты, которые часто закрывались металлическими накладками с надписью «Для писемъ и газетъ».

Верхняя недвижимая часть дверного проема была оформлена в том же стиле, что и нижние части створок: это обычно квадраты, реже полукруги и трапеции, окаймленные деревянными накладными элементами. Нередко и тут можно встретить резные элементы декора, повторяющие те, что на створках. Но была и особенность: так как эта верхняя часть имела постоянное крепление, то по центру этой верхней части обязательно крепился деревянный столбик-балясинка, или, реже, свисающий элемент по типу консоли.

К большому сожалению, историческим дверям, как и вообще декору екатеринославских зданий, уделялось минимальное внимание в краеведческих публикациях и СМИ. В советское время такие артефакты вообще считались «пережитками буржуазного прошлого», и с ними расставались без сожаления. Поэтому информацию о том, кто создавал эти ценные произведения, какие мастерские существовали по изготовлению дверей, и, возможно, фамилии мастеров, пока выявить не удалось.

В целом, двери конца XIX – начала XX веков являются выдающимся памятником декоративно-прикладного искусства, позволяющим судить о вкусах и эстетических пристрастиях эпохи. Кроме того, двери являются важной частью архитектурного декора фасадов исторических зданий, участвуют в формировании индивидуального архитектурного образа конкретного объекта. Исторические двери – важная составляющая часть городской историко-архитектурной среды.

Лишним было бы говорить о том, что сегодня эти штучные исторические предметы надо беречь и реставрировать, а не выбрасывать на свалку и заменять типовым металлопластиком. Но для бережного отношения к таким вещам необходим качественно иной подход к сохранению и развитию историко-архитектурной среды, чем тот, который присутствует у нас последние двадцать лет в Днепропетровске. Я попробовал впервые составить своеобразный рейтинг исторических дверей нашего города. При составлении рейтинга учитывалась не только эстетические особенности и ценность дверей как памятника декоративно-прикладного искусства, но и их культурно-историческая ценность, связь с выдающими историческими лицами и событиями.

TOP-10 исторических дверей Днепропетровска

  1. Двери «Музея Поля» (просп. К. Маркса, 16).
  2. Двери «Земского дома» (ул. Рогалева, 21).
  3. Двери Дома-музея Д.И. Яворницкого (пл. Шевченко, 5).
  4. «Цветочные двери» особняка Пчелкина (пл. Д. Бедного,5).
  5. Двери особняка Андерегга (ул. Артема, 3-А).
  6. «Музыкальные двери» (ул. Ворошилова, 24).
  7. «Мавританские двери» (ул. Яворницкого, 7).
  8. Двери частного дома (ул. Феодосийская, 11).
  9. Двери доходного дома (ул. Ленина, 25).
  10. «Банковские двери» (ул. К.Либкнехта, 3).

Двери «Музея Поля» (просп. К. Маркса, 16)

Знаменитые двери исторического музея с буквами «МП» (в центре верхних и нижних квадратов на створках), думаю, представлять особо не нужно. Буквы означают аббревиатуру «Музей Поля» и заставляют вспомнить, что «старое» здание музея строилось в 1904–1905 годах по проекту Г.И. Панафутина для тогдашнего Областного музея имени А.Н. Поля. Ныне это Днепропетровский национальный исторический музей имени Д.И. Яворницкого. Двухстворчатые двери отличает не только монументальность и сдержанный декор, но и великолепные металлические ручки с изображением то ли морских существ, то ли сатиров. Эти ручки открывают вход в музей на протяжении уже ровно 110 лет. За них держались, входя в здание, десятки известных личностей, и подвижников культуры, и политиков: это и Дмитрий Яворницкий, и Николай II, и Нестор Махно, и Григорий Петровский, и даже немецкий штадткомиссар времен оккупации Клостерман, чьей резиденцией здание служило короткий период. Сегодня это двери в историю, не только в переносном, но и в буквальном смысле, – за ними находится экспозиция одного из крупнейших музеев Украины.

Двери «Земского дома» на Рогалева, 21

Исторические двери «Земского дома», здания Губернской Земской Управы, одни из самых ценных. Сегодня они, как и само здание, находятся в удручающем состоянии. Памятник архитектуры стиля эклектики был построен в 1902 г. по проекту неизвестного зодчего. После выезда отсюда военных структур, занимавших здание в советский период, вот уже двадцать лет дом разрушается, каким-то чудом сохранились пока и его двери. К сожалению, уже украдены металлические ручки, частично отломаны фигурные навершия на элементах створок. Однако даже и в своем нынешнем виде двери напоминают нам об истории Екатеринославского Губернского Земства – представительного органа местного самоуправления, существовавшего с 1866 г. Эти двери открывали десятки выдающихся представителей екатеринославской элиты, и, прежде всего, Михаил Родзянко, глава Губернской Земской Управы в 1900-1906 годах, затем председатель Государственной Думы Российской империи в 1911-1917 годах.

Двери Дома-музея Д.И. Яворницкого (пл. Шевченко, 5)

Чудесно сохранившиеся и отреставрированные двери дома-музея Дмитрия Яворницкого представляют нам характерный тип дверей екатеринославского частного особняка. Дом построен в 1905 г. по проекту Л.А.Бродницкого. Кстати, деревянный декор на дверях выполнен в популярном в начале XX века стиле модерн. Здесь даже укреплена металлическая табличка «Дмитрій Ивановичъ Эварницкій», как это было принято на домах зажиточных горожан и представителей интеллигенции. Сегодня, как и сто лет назад, эти двери ведут нас в мир жизни одной из интереснейших личностей городской истории, историка, археолога, этнографа, писателя, исследователя запорожского казачества, академика, директора исторического музея в 1902-1933 годах. Эти двери открывали десятки, если не сотни знаменитых деятелей культуры, бывших гостями Дмитрия Ивановича. Сегодня это вход в его дом-музей, где сохраняются обстановка комнат и десятки личных вещей историка.

«Цветочные двери» особняка Пчелкина (пл. Д. Бедного, 5)

Возможно, самые массивные и вычурные двери старого Екатеринослава украшают вход в особняк Пчелкина. Здание построено в 1898 г. по проекту известного архитектора Д.С. Скоробогатова в стиле эклектики и славится своим сочным декором, въездной аркой со статуями амуров и вензелем с монограммой владельца «ДП» (Давид Пчелкин), а также чудом сохранившимися роскошными интерьерами. Не менее ценны и двери – кроме массивных размеров, они выделяются структурой и качеством декора – это большие резные цветочные композиции, буквально усеивающие дверные створки. Недавно этот памятник архитектуры был отреставрирован, и двери снова предстали во всем своем великолепии.

Двери особняка Андерегга (ул. Артема, 3-А)

Здание на углу улиц Артема и Шевченко (в советское время кожвендиспансер) славится как памятник архитектуры екатеринославской эклектики и как своего рода энциклопедия декора – здесь есть и кариатиды, и сатиры, и тритон, и женская статуя. Сюда же отлично вписываются и деревянные двери, почему-то грубо выкрашенные в красный цвет. Здание, построенное в 1880-х годах как частный особняк, затем служило резиденцией Екатеринославской Уездной Земской Управы, и также помнит немало интересных личностей, среди которых главы Управы Сергей Бродницкий и Владимир Малама. Двери чем-то напоминают аналог из особняка Пчелкина, только поменьше размерами. Здесь также сохранился вычурный декор с растительными мотивами. К сожалению, сейчас здание постепенно разрушается, и судьба этих дверей вызывает опасения.

«Музыкальные двери» (ул. Ворошилова, 24)

Самые оригинальные по эстетике двери, бесспорно, - это двери особняка начала XX века на углу улиц Ворошилова и Фучика. Одноэтажное здание выстроено в стиле неоклассицизма с элементами модерна. Двухстворчатые двери почти ничем не напоминают своих «собратьев» по эпохе. Главное отличие – затейливый декор. В центре – две лиры, наверняка отражавшие пристрастие владельца к музыке. Присмотревшись внимательно, можно обнаружить, что верхние кончики лир изображены в виде львиных голов (!). Также верхние и нижние части створок дверей декорированы парными композициями с резными раковинами и цветочными букетами. Все бы хорошо, но дом находится в руинах, давно не используется. В дверях отломаны ручки, зияет посреди дыра, сквозь которую видно внутренние стены и почти рухнувшую сгоревшую крышу. Хотелось бы, чтобы эти двери все-таки были сохранены.

«Мавританские двери» (ул. Яворницкого, 7)

А вот самые экзотические двери из екатеринославского периода находятся тоже в нагорном районе. Выполнены они в мавританском стиле, образцы которого в нашем городе можно перечесть на пальцах одной руки. Здание начала XX века вообще уникально – его первый и цокольный этажи выполнены в мавританском стиле, а вот верхний этаж и башня – в неоклассическом стиле, и силуэтом верхняя часть здания напоминает Ливадийский дворец. Крупные двери в нижней части, в принципе, композиционно повторяют другие екатеринославские аналоги. Однако в нижней части створок неизвестный мастер поместил два медальона с арабской вязью. Вполне вероятно, это реальные изречения, но, возможно, и просто стилизованное переплетение линий. На этот вопрос пока никто не ответил.

Двери частного дома (ул. Феодосийская, 11)

Двери частного дома на улице Феодосийской, наоборот, являлись когда-то самыми типичными в своем роде. Здание начала XX века, вероятно около 1910 г. (когда шла интенсивная застройка данного участка), выполнено в провинциальном варианте модерна. Типичны для своей эпохи и двери – две массивные створки, специально оформленное крыльцо с полукруглыми каменными сходами. Однако в рейтинг эти двери я включил как самые хорошо сохранившиеся и, скажем так, в полной комплектации – здесь пока еще уцелели все, даже малейшие фрагменты. Самая интересная деталь – здесь даже сохранилась «изюминка»: металлическая накладка над пазом почтового ящика в нижней части с надписью «Для писемъ и газетъ».

Двери доходного дома (ул. Ленина, 25)

Двери доходного дома 1890-х годов по улице Ленина (выше улицы Комсомольской) и типичны, и нетипичны по-своему. По своей структуре – типичные две створки, с верхней закрепленной частью, разделенные геометрически на прямоугольники и квадраты. Вроде бы и сохранились хорошо, хотя сейчас уже не служат главным входом, и закрыты изнутри на металлическую цепь. Однако выделяются эти двери качеством исполнения резного декора, что дает право считать их своего рода эталоном. Особенно впечатляет верхняя часть. В центре помещена не обычная в таких случаях балясина – а свисающая консоль в виде балясины необыкновенно тонкой работы. К счастью, даже эта часть пока уцелела и не отломана любителями древностей или просто вандалами. Хотелось бы, чтобы эти двери также сохранились и дальше.

«Банковские двери» (ул. К.Либкнехта, 3)

Отлично сохранились двери бывшего здания Екатеринославского отделения Государственного банка, которое по преемственности занимает сейчас финансовый департамент областной госадминистрации. Здание в стиле неоклассицизма построено в 1900 г. по проекту неизвестного архитектора. Массивные двери сдержанны по декору. Они дают отличное представление об облике дверей крупного государственного учреждения начала XX века. К сожалению, именно таких дверей в нашем городе сохранилось минимальное число. Хотя этим дверям, так сказать, повезло, они отреставрированы, и, надеюсь, будут служить еще десятилетия.

Десятки уникальных дверей постепенно разрушаются

Кроме вышеперечисленных, в нашем городе пока еще сохранились несколько десятков образцов «дверного искусства» конца XIX – начала XX веков. Например, двери бывшего «Гранд-отеля» (ул. Глинки, 14), - правда, сильно измененные при реставрации. Или двери особняка начала XX века, а ныне детской библиотеки по ул. Ворошилова, 9. Но больше всего екатеринославских дверей пока еще служат в частных домах. Это, как правило, одно-двухэтажные здания с элементами «кирпичного стиля». Типовые двухстворчатые двери во многих из этих домов являются чуть ли не центральным элементом главного фасада, довольно бедного по декору.

В Днепропетровске до сих пор можно встретить ареалы, где пока еще уцелели несколько типовых дверей екатеринославской эпохи. Приведу один характерный пример такого ареала. Это два квартала по обе стороны улицы Гончара между улицами Чернышевского и Паторжинского. Здесь можно видеть шесть дверей (ул. Чернышевского, 18, ул. Гончара, 11, 24, 28, ул. Паторжинского, 7). В последнем здании – двое дверей фланкируют главный фасад, вторые – уже не используются, даже ликвидированы ступеньки.

Характерна и такая тенденция: две створки деревянных дверей уничтожаются, вместо них вставляется «кондовая» современная металлическая конструкция, а верхняя недвижимая часть остается на месте. Самый вопиющий пример такого рода можно наблюдать на доме по ул. Комсомольской, 17. Здесь сохранилась только верхняя часть дверного проема конца XIX века великолепной работы, которую украшают две резные деревянные скульптуры орлов, правда, уже с отбитыми головами. Нижняя часть (собственно двери), без сомнения, была столь же интересна, как и верхняя, но как она выглядела и куда она делась, осталось тайной.

В любом случае деревянные двери старого Екатеринослава - это уникальные артефакты прошлого, помнящие десятки ныне ушедших людей, это часть той исторической ауры, которая незаметно растворяется, когда уходят её носители», - завершает свой рассках Максим Кавун.

Хочется надеяться, что это путешествие по «дверям в прошлое» старого Екатеринослава не станет путеводителем для вандалов или собирателей древностей, а упомянутые детали резного декора останутся на своих местах.

Фото автора и из архива Максима Кавуна.



Текст: Владимир Городченко

Gorod.dp.ua - городской сайт Днепра »


gf575  (12.12.15 00:01): А как-же двери на К. Маркса 47 в здании Колледжа Культуры и Искусств (ДУК) Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Фото, відео, архів новин доступні у повній версії сайту
Повна версія сайту
copyright © gorod.dp.ua
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Політика конфіденційності