Мудрыми людьми давно было подмечено – смех и улыбки продлевают жизнь. В наше время всем нам не хватает позитивных эмоций, радости. Поэтому открытие такой выставки – очень уместное, актуальное. И было заметно, с какой любовью и бережностью подошли к подготовке этой выставки работники Дома искусств во главе с его директором Валентиной Слободой. Открытие стало очень необычным, превратившись в своеобразный перфоманс. На нем были и очень смешные юморески-«коротюськи» друга Евгения Шаля, известнейшего днепропетровского художника Сергея Боровского – для большинства гостей поэтический дар живописца стал откровением! Необычным стало и театрализованное мини-шоу студентов театрально-художественного колледжа, которые живыми сценками тоже проиллюстрировали отдельные карикатуры. И вообще открытие получилось не протокольным, а камерным, по-семейному добрым. Таким, какими является большинство работ Евгения Шаля. По его собственному признанию, рисовать карикатуры он начал еще в ту эпоху, когда в Днепропетровске даже не мечтали ни о метро, ни о «Метро». Темы для карикатур приходили спонтанно – что в жизни увидел, то на бумаге и обыграл. В юности бывало, что за вечер создавалось 5-6 работ, сейчас Муза, по признанию Евгения, посещает его не столь назойливо.
— Об этом талантливом карикатуристе мы узнали, когда Евгений был еще студентом ДИСИ, — рассказывает директор Дома искусств Валентина Слобода. – Многогранность его талантов вообще удивительна. После окончания строительного института Евгений проектировал крупные промышленные объекты в Вольногорске, Херсоне. А закончив вокально-хоровую студию в Днепропетровском оперном театре, одновременно с этим исполнял партии в операх «Князь Игорь», «Богдан Хмельницкий», «Оптимистическая трагедия». И всю свою жизнь создавал удивительные карикатуры, в каждой из работ заключен свой микрокосм, свой удивительный мир, своя философия.
Темы работ карикатуриста (упорно отказывающегося себя считать художником!) –самые разные. Это и бытовые сценки, и музыка, и романтические переживания, и взаимоотношения взрослых и детей, и даже футбол. Не случайно в 1980-х годах карикатуры Евгения Шаля, кроме всех днепропетровских газет, часто публиковались в программках в играм «Днепра». Еще одно отличие работ этого мастера – все они без текстового сопровождения. Как он убежден, смысл карикатуры можно понимать и принимать и без слов.
Почему выставка называется «Габровский синдром»? Все очень просто. У нашего мастера сложились давние отношения с мировой столицей юмора, болгарским городом Габрово. Еще в 1980-х годах, узнав о талантливом карикатуристе из Днепропетровска, у Шаля попросили часть его работ в Музей сатиры и юмора в Габрово. Он отправил 80 – и все они были с благодарностью приняты. После такого признания Евгений, по его словам, было примерил «корону» местного короля сатиры, но сумел ее быстро сбросить…
С Габрово судьба его столкнула второй раз уже в прошлом, 2014 году. В этом городе проводился 22-й Международный биенале юмора, для него организаторы опять попросили работы Евгения. Он с радостью предоставил (хотя самому и не получилось съездить в Габрово), одна карикатура вошла в итоговый каталог фестиваля.
— Вот так и получается, что Габрово меня всю жизнь дразнит и в определенном смысле вдохновляет, — улыбается Евгений. – Поэтому и выставку назвал соответственно.
Выставка карикатур Евгения Шаля «Габровский синдром» будет работать в Доме искусств по 5-е декабря ежедневно с 10.00 до 17.30 (кроме субботы и воскресенья). Вход на нее – свободный.
Смех может быть и признаком заболевания, в том числе и от кризиса... Ответить | С цитатой