Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
10.08.2015

С фасадов и фронтонов нас эти женщины манят…

С фасадов и фронтонов нас эти женщины манят…
Женские образы занимают весьма значительное место в монументальном искусстве Днепропетровска. Далеко за пределами Украины известны «каменные бабы», расположенные у нашего исторического музея. Прекрасный женский образ венчает Монумент Вечной Славы, ставший символом разгрома фашизма. События той войны увековечены в памятниках «Скорбящая» в парке Шевченко и погибшим медсестрам возле медакадемии. Интересно звучи женская тема и в некоторых современных памятниках – примером этому может быть «Муза» у театра оперы и балета. И тему отдельно стоящих женских памятников мы, вероятно, затронем в будущем.

Но есть отдельная и достаточно редкая категория женских памятников, на которые не каждый сразу обратит внимание. Это – женские статуи на фасадах, фронтонах, стенах зданий. И сегодня о них нам расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук Максим Эдуардович КАВУН.

«В истории Екатеринослава каменные женщины не имели особого успеха, — признает он. — Гораздо большей популярностью пользовались миниатюрные изображения женских голов, о которых мы рассказали ранее. Женских голов на зданиях до сих пор сохранилось несколько десятков. Изредка в нашем городе встречались бюст-кариатиды – погрудные изображения женщин, маскирующие консоли. А полноростовые женские статуи в декоре зданий вообще можно пересчитать по пальцам! В этом плане среди городов Российской империи Екатеринослав безнадежно отстал не только от Санкт-Петербурга или Москвы, но и от Харькова и Одессы.

От времен Екатеринослава дожили лишь две дамы

Полноростовые женские статуи как элемент декора зданий в Екатеринославе скорее были исключением, нежели правилом. Сегодня же это вообще уникальные памятники искусства, имеющие особую ценность.

Сохранились только две таких статуи. Одна из них изображает некую богиню в греческом стиле (возможно, музу) и украшает второй этаж здания особняка Ф. Андерегга (1890-е гг., архитектор неизвестен, угол улиц Артема и Шевченко), где позже располагалась Екатеринославская уездная земская управа, и затем вендиспансер. Эта одинокая женская статуя, к сожалению, сильно пострадала от времени: у неё отсутствует рука, и даже черты лица довольно сильно стерты… К слову, серьезные опасения внушает судьба не только этой статуи, а и всего уникального здания.

Вторая статуя – тоже «безрукая муза», однако от первой её отличает то, что изначально так и было задумано. Муза находится на втором этаже здания бывшего дома Бродского (около 1900 г., ул. Ленина, 10, архитектор неизвестен), в котором располагалось Общественное собрание – клуб аристократии, а затем гостиница «Лондон». Статуя воскрешает в памяти античные хорошо узнаваемые образы, например, Венеру Милосскую. Характерно, что муза помещена под барельефом… Бетховена. Объясняется вся эта композиция на самом деле просто: здание театрально-концертного и клубного назначения должно было иметь характерный «говорящий» декор, что и было выполнено. Статуя безрукой музы и барельеф играли, таким образом, еще и роль своеобразной рекламы. Сегодня эта прежняя суть утеряна, а декоративные элементы смотрятся неким курьезом на фасаде. Они вызывают вопросы у горожан и туристов, не поленившихся поднять голову…

Две самые известные «каменные женщины» Екатеринослава, к сожалению, время не пощадило. Это были полноростовые кариатиды, державшие над собой балкон на углу улиц Центральной и Торговой (ныне Ширшова). Украшали они здание отеля «Континенталь». Статуи имели очень выразительные формы: пышные полногрудые дамы в античных одеждах и с античными же кудрями. Сейчас на месте этого великолепия – оживленная стоянка маршруток, где снуют тысячи людей. Можно только предполагать, какой популярностью у горожан и туристов пользовались бы сегодня эти каменные женщины из XIX века…

В советскую эпоху каменные дамы вошли в моду

В советское время женская тема в декоре зданий мощно врывается в городскую среду. Интересно, что если в Екатеринославе доминировала тема именно «малых форм» – женских голов, то в советском Днепропетровске этот тип декора полностью исчезает. Взамен полноправное место в архитектуре получает тип полноростовых женских статуй.

Советская женская декоративная скульптура на зданиях, естественно, полностью сменила и социальные, и эстетические акценты. На место изнеженных пышных купчих или римских матрон с увесистыми прическами приходят стройные студентки-комсомолки или дородные мамы с младенцами.

Старейший образец такого подхода можно наблюдать на проспекте Гагарина, 33 (напротив Нагорного рынка). Это здание общежития строительного института, построенное во второй половине 1930-х годов по проекту архитектора Б. Кащенко. Угол здания над третьим этажом украшают две фигуры – студента и студентки. Молодая уверенная в себе девушка держит в правой руке книгу, в левой руке – сноп из колосьев. Волевой взгляд девушки устремлен в светлое будущее – типичный образ тридцатых годов…

Женские фигуры украсили в 1938 г. и архитектурную сенсацию той эпохи – знаменитый ЦУМ на проспекте Карла Маркса. Это одна из выдающихся работ архитектора А.Л. Красносельского. Центральную часть главного фасада украшают две фигуры мужчин-рабочих, а фасад со стороны бывшего фонтана (где ныне карусель) украшают две внушительных размеров женские фигуры. Судя по внешнему облику, они изображают крестьянок. Скульптуры изготавливались в Харьковских скульптурных мастерских. К сожалению, в последние годы и мужские, и женские скульптуры на ЦУМе находятся не в идеальном состоянии – разрушаются, покрываются трещинами, в связи с чем затянуты сеткой. Но все равно подымите голову над рекламными бордами, и вы увидите каменные лики ушедшей эпохи.

В середине 1950-х – новый виток популярности

В пятидесятые годы XX века тема женских статуй в декоре зданий получает новое яркое воплощение. В 1956 г. был восстановлен после войны театр имени Горького (впервые построен в 1905–1907 гг., реконструирован в 1941 г. А.Л. Красносельским). Тогда, правда, там размещался Дворец культуры строителей.

Портик главного фасада украсили фигуры шести муз, в полном соответствии с античной традицией. В древнегреческой мифологии музы – дочери бога Зевса и титаниды Мнемозины, покровительницы наук, поэзии и искусств, живущие на холме Парнас. Муз всего шесть, каждая покровительствует одному виду наук и искусств. Советские музы на здании театра русской драмы имени Горького получили соответствующую идеологическую нагрузку: над статуями расположился медальон с серпом и молотом, расположенным на фоне театрального занавеса. Кстати, деталь очень редкая в архитектурном декоре. Музы стоят до сих пор, серп и молот был убран в апреле этого года. Теперь над музами – одинокий театральный занавес.

Не забывали архитекторы и скульпторы послевоенной эпохи и другой канонический образ – матери с ребенком. Две таких фигуры можно увидеть на одном из выдающихся памятников архитектуры сталинского ампира – жилой дом рабочих завода К. Либкнехта (1951 г., архитектор О. Петров, проспект К. Маркса, 55).

До девяностых годов первый этаж этого грандиозного здания занимали два магазина – «Центральный гастроном» и «Дом научно-технической книги». Над парапетом первого этажа установлены две мужские фигуры (рабочий) и две фигуры, изображающие женщину, держащую на плече ребенка. Интересно, что левой рукой обе женщины прижимают внушительных размеров рог изобилия, из которого сыплются различные фрукты и овощи: виноград, капуста, яблоки и другое.

Эти статуи – яркий символ эпохи. Кроме того, они также «зашифровали» в себе код назначения здания – жилой дом рабочих и одновременно центральный магазин. К сожалению, эти статуи сильно разрушены в последнее время. Одна женская статуя еще держится, а у второй – отпало лицо ребенка, красуется лишь пустой овал. Естественно, это удручает.

Массивная идеологически выдержанная скульптурная композиция украшает еще один знаковый объект – Дворец культуры машиностроителей (1956 г., ул. Рабочая, 166-А). Автор – выдающийся скульптор И. Зноба (автор памятника Т.Г. Шевченко на острове в парке и многих других). На вершине Дворца культуры восседают внушительных размеров юноша и девушка, опирающиеся на лиру – символ искусства. Девушка, держащая в руках полураскрытую книгу, слушает юношу, который показывает ей правой рукой путь на завод – «Южмаш». К счастью, эта скульптура, как и все здание, недавно была отреставрирована и содержится в хорошем состоянии.

Некоторые выдающиеся образцы женских статуй 1950-х годов на зданиях не дошли до наших дней. Характерным примером является Дворец культуры студентов, бывший Потемкинский дворец, старейшее здание города. В 1952 г. он был заново открыт после капитальной реконструкции. При восстановлении центральная часть была возведена практически заново. Мощные фронтоны на главном и парковом фасадах украсили по три фигуры: по углам два сидящих студента, а на вершине – стоящая студентка с выразительным лицом, смотрящая вдаль. Все эти детали, выполненные из непрочных материалов, уничтожили еще на рубеже шестидесятых-семидесятых годов XX века. Правда, считать ли это потерей, до сих пор непонятно – благодаря ликвидации декора «сталинского ампира», здание вернуло себе более строгий облик, близкий к классицизму конца XVIII века.

Девушек с веслом давно не осталось

Как видим, количество женских статуй на зданиях Днепропетровска было в целом невелико. Гораздо больше женских статуй можно было встретить в парках города – это так называемые «девушки с веслом», спортсменки, крестьянки. В послевоенную эпоху такие скульптуры ставили десятками. Однако история распорядилась по-своему: гипсовых «девушек с веслом» сейчас не осталось ни одной, а статуи на зданиях пока еще сохранились.

В эпоху хрущевской и брежневской архитектуры женская скульптурная тема была востребована, в основном, в памятниках, и довольно широко. Скульптурный декор на зданиях применялся все реже. В основном – это здания театрально-концертного назначения.

Променяли Аполлона на музу

Интересный эпизод «скульптурной эмансипации» произошёл в конце 1970-х годов, когда женская статуя сменила мужскую на одном из знаковых зданий. Речь идет о театре имени Т.Г. Шевченко (бывший театр Английского клуба, 1913 г., ул. Ленина, 5). Раньше главный фасад театра увенчивала статуя Аполлона с четверкой лошадей, как принято в большинстве крупных театров страны. Однако после капитальной реконструкции 1979 г. (архитекторы Е. Яшунский, Л. Халявский) здание предстало уже без Аполлона, но с массивной фигурой музы на завершении главного фасада. Так к музе, «лежащей» возле оперного театра, добавилась муза «трубящая» над театром имени Шевченко.

В последние десятилетия тема «женского» скульптурного декора на зданиях почти не востребована. Последний случай такого рода – сентябрь 2006 г., когда здание нового Епархиального центра (возле Троицкого собора) украсила статуя святой великомученицы Екатерины – покровительницы города. Её автор – известный скульптор Юрий Павлов, автор многих знаковых работ на женскую тематику (та самая муза возле Оперного, барельефы на пилонах Нового моста и др.). Скульптура святой Екатерины располагается в нише над первым этажом здания, изображает святую, осеняющую город крестным знамением.

Как видим, новая постсоветская эпоха изменила подход к типологии женских фигур в декоре зданий, — резюмирует Максим Кавун. — За сто с лишним лет в этом перечне были и музы, и студентки-комсомолки, и святые. Будут ли востребованы другие женские скульптурные образы в архитектуре города на Днепре – покажет время.

Фото Городского сайта и из архива Максима Кавуна.



Текст: Владимир Городченко

Gorod.dp.ua - городской сайт Днепра »


Вах!  (12.08.15 16:09): А про тёток в начале Нового моста (возле цирка)?

А про Каменных Баб?

Эх, аутор! ))
Ответить | С цитатой
стоик  (10.08.15 17:10): Ребята Молодцы. Получилась экскурсия в прошлое и настоящие. Было интиресно. Пользуясь случаем поинтиресоватся. Как обстаят дела в планах с проектом И.Старова? **генеральный проект...**.
Апсалютно убежден-экскурсии подземными ходами планируемые ( Масонами) , вызовит немалый интирес. И к "Моностырскому" острову тоже! Перестроиные бомбоубежище в этом рне тоже интиресны Исследование уже в процессе.
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Фото, відео, архів новин доступні у повній версії сайту
Повна версія сайту
copyright © gorod.dp.ua
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Політика конфіденційності