Как многие девочки, в детстве Катя тоже играла в кукол, шила наряды для них. И причем не одна – вместе с сестрами Машей и Аней, не на шутку конкурируя, чья кукла окажется самой нарядной, красивой.
Умение шить, вязать девочкам-сестрам, наверное, передалось на генетическом уровне.
- Наша бабушка Ирина Павловна сама ткала изо льна, прекрасно вышивала покрывала, накидки, иконы, - вспоминает Екатерина. – Прекрасно шила, вязала и мама… Но с девятого класса я всерьез увлеклась археологией. В родном для меня Марганце постоянно проводились археологические исследования. Девятиклассницей я попала в такую экспедицию и влюбилась в археологию. После школы поступила в Днепропетровский госуниверситет, закончила исторический факультет. Куклы с их нарядами остались где-то далеко в прошлом…
Когда родился сын, Екатерине вообще пришлось переквалифицироваться на мальчишеские игрушки. Вместе с сыном играли в машинки, железную дорогу, строили города. Вернуться к куклам подтолкнула профессия педагога. Этнография, традиции украинского народа всегда были близки и интересны Екатерине. Поэтому семь лет назад она с удовольствием взялась за создание этнографического музея в Жовтневом районном клубе школьников. Параллельно с обустройством аутентичной печи, подбором рушников, вышитых сорочек музей захотели украсить и народными куклами. Тогда-то Кате и пришлось вспомнить прежние навыки…
- Первыми моими куклами во взрослой жизни стали традиционные куклы-мотанки, - рассказывает Екатерина. – Я тогда просто не умела детально делать черты лица, поэтому интуитивно изготовила куколок безликими с крестообразным узором на голове. А уже позже узнала, что именно в таком виде и изготавливали традиционных кукол-мотанок на Екатеринославщине. Глаза принципиально не делали – считалось, что глаза – вместилище души, и кукле не следует делать глаза, чтобы через них не вселился недобрый дух и не навредил обладателю куклы. А крест как символ солнца и света наматывали на голову, чтобы кукла несла в себе жизненную силу, была берегиней и продолжательницей рода.
С тех пор увлечение куклами ожило. Екатерина стала общаться с мастерами изготовления народных кукол, посещать их мастер-классы, просиживать часами в библиотеках и интернете в поисках информации: откуда началось изготовление кукол, какие виды их существуют, в чем их особенности? Уже вскоре со своими первыми куколками участвовала в выставке «Чисти джерела», а за семь лет изготовила более 500 кукол – оригинальных, аутентичных, разных по виду, характеру и функциям.
- Традициям изготовления кукол в мире – тысячи лет, - рассказывает мастер. – Именно человекоподобные куклы были самыми первыми игрушками древних людей. Сама древняя из дошедших до нас кукол – тряпичная коптская, обнаруженная при раскопках в гробнице. На территории нашей страны самые старинные куклы были обнаружены при раскопках трипольских поселений – они изготавливались из глины, кости, ткани. Изначально предки вкладывали в куклу ритуальные, сакральные функции.
В музеях Полтавы, Киева сохранились куколки 19-го века. В Днепропетровском историческом музее подобных экспонатов, к сожалению, нет. Не обращал серьезного внимания на собирание кукол и Дмитрий Иванович Яворницкий. Когда же историки в середине 20-го века захотели пополнить фонды старинными куклами, в селах их попросту не осталось – только традиции.
Издревле наши предки изготавливали кукол из самых простых материалов – соломы, травы, дерева, рогозы. В собрании кукол Екатерины Мусиенко есть интересная соломенная кукла – солнечный конь.
- Он считался символом верности и доблести,- рассказывает мастер. – Такие фигурки изготавливали не только из соломы, но и кукурузных листьев, использовали льняные нитки, делали тканевых коней, с одной, двумя, тремя гривами. Такую сакральную игрушку, воплощавшую в себе лучшие мужские качества, дарили и мальчикам, и молодым мужчинам… Вообще же чисто мужских кукол было мало. Был Спиридон-солнцеворот, он изготавливался в день зимнего солнцестояния 21-22 декабря, способствовал тому, чтобы к лету изменить к лучшему судьбу своего владельца. Мальчикам, которых в 12-13 лет отдавали в подмастерья, дарили куколку покровителей мужских ремесел Косьмы и Дамиана. Это была очень оригинальная, «двуликая» кукла, в которой на одной голове были прорисованы лица двух покровителей.
Есть в собрании мастерицы в редкие праславянские куклы-«стовбушки». Такие фигурки изготавливались на основе в виде березового или дубового поленца – как символа стойкости, прочности. Такую куклу украшали тесьмой.
Если говорить об одежке кукол в целом, то наши предки использовали для ее изготовления не новые ткани, а уже ношенные – потому, что такая ткань уже впитала в себя энергетику этого человека и рода в целом. Особенно ценилась в силу своей энергетической заряженности ткань одежды молодых супругов.
Чаще всего кукол делали детям, и они несли не только игровое, но и сакральное значение. С первых месяцев жизни в люльку ребенку клали тряпичную куклу-«немовляшку». Она была не просто игрушкой для малыша, а выполняла функцию его защиты от сглаза. Если же ребенок заболевал, - значит, кукла не справилась со своей миссией, и ее сжигали.
Для детей делали и куклу-«травницу». В ее основу зашивали мешочек с душистыми и полезными для здоровья травами – чабрецом, зверобоем, мятой. Когда дите заболевало, ему давали эту куклу. Он ее мял в руках, мешочек выделял эфирные масла и аромат скрытых в кукле трав – такая аромотерапия часто давала быстрый эффект!
Для детей были предназначены и некоторые так называемые ситуативные куклы. Например, если матери требовалось отвлечься по хозяйству и оставить ребенка дома самого, она изготавливала для него примитивную куклу типа «зайчик на пальчик». Такую куколку ребенок надевал на пальчик, играл с ней, разговаривал, пока мама жала жито.
Гораздо более сложная по конструкции – ритуальная весенняя кукла-птица. Такую куклу изготавливали на деревянном столбике, ее юбку украшали узелками в виде птиц, головной убор тоже делали в виде пернатого. И в руках кукла тоже держала по птице. Эта кукла символизировала встречу весны.
«Весенней» была и сакральная обрядовая пасхальная кукла. Она изготавливалась в торжественных красных нарядах, к ее ручкам приматывались веточка вербы и крошечное пасхальное яичко.
- Сакральные украинские куклы несли только позитивную энергию, оберегали род, помогали в решении насущных дел, но никогда не заключали в себе отрицательных функций (в отличие, например, от кукол вуду), - отмечает мастер. – Сакральные куклы, кроме Пасхи, изготавливали для встречи Масленицы, Ивана Купала, Зеленых свят.
Все многообразие «женских» кукол можно обобщить в три основные типа.
Это куклы-«княгини» для молодых девушек – красивые, нарядные, часто в венке невесты.
Куклы-«берегини» - для замужних женщин, которые оберегали род и помогали в решении домашних дел.
И куклы-бабушки – они были и сувенирными, и так называемыми «бабками-характерницами» - игровыми куклами, с помощью которых в семье разыгрывали различные жизненные ситуации, устраивая подобие театра на дому. Порой куклы рождались на стыке этих типов. Например, древняя праславянская двусторонняя кукла девка-бабка, которая с одной стороны была девушкой с веночком. Но стоило ее вывернуть наизнанку, как девушка превращалась в милую бабулю.
Свадебные куклы было принято дарить каждой невесте. Кроме традиционных видов, в коллекции Екатерины есть очень редкие экземпляры. Например, парная свадебная кукла-«неразлучница» - на одной основе соединялись женская и мужская кукла. Пышностью форм обращает на себя внимание свадебная кукла-«вишенка». Она родилась в 17-м веке на Кубани, куда массово переселялись запорожские казаки после разгона Сечи. Такая кукла делалась в праздничных красных тонах (красный к тому же – цвет жизни, огня). Головной убор ее делался виде вишенок, в ней ярко, в отличие от большинства подобных кукол, обозначалась пышная грудь.
- В дальнейшем куклы сопровождали женщину всю жизнь, помогая ей в решении насущных вопросов, - поясняет Екатерина. – Вот, например, кукла-десятиручница, помогавшая вести домашнее хозяйство. Если хозяйка не успевала сделать все по домашнему хозяйству (а при огромных семьях наших предков это – не мудрено), одной ручке куклы «поручала» помочь в стрике, второй – в готовке, третьей – в уборке дома и так далее.
В новый дом хозяйке дарили куклу на ложке. Внутри куколки находилась емкость с крупой – эта кукла символизировала достаток и сытность в новом доме.
Куклы даже выполняли роль хранительницы запасов. Вот, например, кукла «зерновушка-крупиничка». В ее основе был мешочек, в который завязывали примерно полкило зерна или крупы. Если зерно до нового урожая заканчивалось – хозяйка использовала этот стратегический запас. Если же зерно было со щедрого урожая, который позволял спокойно пережить зиму, его добавляли в посевное зерно, чтобы и следующий урожай был щедрым.
- Куклы на самом деле работают! – убеждена Екатерина. – Мне они постоянно помогают в домашних делах. Подарила «неразлучников» мечтавшим выйти замуж подругам – и они вскоре встретили своих возлюбленных. Одна семейная пара долго мечтала о ребенке – я им подарила куклу-«немовляшку», и вскоре в семье родился ребенок. Главное, делать куклу в хорошем настроении, с чистыми мыслями, неся в них позитивную энергию. Тогда они будут выполнять свои позитивные функции. И когда закончишь изготавливать такую «светлую» куклу, сама испытываю радость.
Делает Екатерина кукол не только с сакральным смыслом. У нее – целый ряд интереснейших авторских кукол. Обращает на себя внимание серия композиционных кукол «Женская судьба», в которой куклы выполняют разные роли: идут за водой, нянчат ребенка и так далее. Роскошны сувенирные куклы казаков, гетманов, женских образов.
За семь лет влюбленности в кукол Екатерина Мусиенко изготовила сотни их разных видов. Но, наверное, еще больше – тех кукол, которые хотелось бы найти в архивах и изготовить. Она заказывает и читает много специализированной литературы. В творческом объединении мастеров по изготовлению народных кукол Дома искусств мастерицы регулярно собираются, обмениваются опытом и идеями.
С 2011 года Екатерина – постоянный участник и дипломант выставок народных традиций и промыслов: «Рождественская сказка», «Искусство казацкого края», Пасхальных выставок, «Чистых джерел», фестивалей «Днепровские пороги», «Петриковский дивоцвит» и многих других.
Мечтает же Екатерина Мусиенко о том, чтобы создать мини-этнографический музей и показать всем желающим коллекцию своих уникальных кукол, которые пока, увы, хранятся дома в обычных коробках…