Фонари и уличное освещение в целом давно воспринимается нам как непременный атрибут городской среды. Современникам сложно представить, что еще относительно недавно, какой-то век назад, добраться при свете фонарей домой могли лишь обитатели престижных центральных городских кварталов. Подавляющее большинство же екатеринославцев топали вечером домой по грязи, ямам и в полной темени.
Появившись со временем во всех районах города, уличное освещение выполняло не только практическую функцию. Фонари становились важным декоративным элементом городской среды. При благоустройстве районов города (особенно – центральных, служащих его визиткой) их конструкции зачастую стремились сделать оригинальными, запоминающимися. Фонари как малые архитектурные формы подчеркивали красоту основного объекта – парка, сквера, здания. Под красивыми фонарями назначали встречи влюбленные…
— Фонари традиционно воспринимаются как неотъемлемый, но, скорее, утилитарный элемент городской среды, - рассказывает Максим Кавун. — Тем не менее, во многих городах декоративное оформление фонарей играет особую культурно-эстетическую роль. Фонари нередко превращаются в так называемый «памятник малых форм», который является важным элементом восприятия улиц, парков, скверов, отдельных архитектурных ансамблей. Показательный пример города, где фонари стали ярким, чуть ли не сакральным элементом городского образа – это Санкт-Петербург с его набережными и площадями, где можно найти десятки разных видов фонарных столбов, относящихся к XIX–XX векам.
Оригинальные фонарные столбы впервые появляются в городе в начале XX века. Их изображения сохранились на фото Екатерининского проспекта (ныне Карла Маркса). Здесь были установлены металлические изящные столбы в стиле модерн высотой более 10 метров, с дугоообразным завершением, к которому был подвешен собственно фонарь в стеклянном абажуре.
Дореволюционные екатеринославские фонари почти не сохранились. Старейшими фонарями города можно назвать два фонарных столба, стоящих по сторонам центрального входа в Национальный горный университет (просп. К.Маркса, 19). Внешне они напоминают фонари середины XX века. Однако они гораздо старше, и раньше стояли на другом месте.
На самом деле это два уцелевших фонаря, стоявших возле памятника Екатерине II, после его перенесения и открытия на новом месте в 1914 г. Это хорошо видно на старых фото памятника. Фонарные столбы имеют характерную изогнутую форму, относяющуюся к стилю модерн. Верхняя часть металлических столбов сохранила деревянные элементы. Памятник был повален весной 1917 г., постамент же пустовал до 1971 г., когда на нем установили статую М.В. Ломоносова. Вероятно, фонари перенесли недалеко, к главному корпусу горного института, еще в довоенный период.
Только в 1940-1950-х годах, в ходе послевоенного восстановления Днепропетровска, возобладало мнение, что фонари являются характерной архитектурной формой, и необходимо продуманно подходить к их внешнему виду и размещению. Благодаря усилиям послевоенных архитекторов центральные улицы Днепропетровска в 1950-е годы украсились десятками декоративных фонарей, которые и сегодня играют важную роль в убранстве магистралей.
Характерный тип фонарей 1950-х годов можно видеть возле памятника М.В. Ломоносову. Именно этот тип фонарных столбов стал самым распространенным в послевоенном Днепропетровске. Фонарный столб представляет собой колонну с мощной базой, вытянутым стволом и верхней частью, насчитывающей пять фонарей со стеклянными абажурами. Все металлические детали тщательно декорированы с помощью растительных гирлянд, розеток и других элементов. Как правило, столб устанавливался на массивную гранитную тумбу.
С архитектурной точки зрения, фонари 1950-х годов выполнены в стиле классицизма. Изысканный рисунок их был данью моде той эпохи, и являлся вариацией художественного оформления фонарей Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда). В этом смысле история наших фонарей повторяет историю другого декоративного элемента – оград бульваров, которые так же изготавливались в 1950-е годы по образцу оград Петербурга (Ленинграда).
Те же «питерские» фонари, что и возле памятника Ломоносову, расположены возле ограды парка имени Т.Г. Шевченко, выполненной по образцу ограды Казанского собора в Петербурге 1811 г. архитектора А.Н. Воронихина. Центральный вход в парк, колоннада, окаймлен двумя фонарными столбами, еще два – на противоположной стороне площади. Аналогичные фонари стоят и перед главным фасадом бывшего Потемкинского дворца, реконструированного в 1952 г. под Дворец культуры студентов ДНУ.
Но самое большое «скопление» фонарей 1950-х годов можно увидеть на Монастырском острове, возле памятника Т.Г. Шевченко (открыт 5 ноября 1959 г., вероятно, тогда же установлены и фонари). Недавно, с 2011 по 2013 гг., памятник пережил реконструкцию. Отрадно, что были отреставрированы и фонари. Здесь их целых 10 – восемь вокруг памятника и два – в начале аллеи, ведущей к памятнику со стороны пешеходного моста на остров.
Отреставрированные фонари вернулись на свое место в начале марта 2014 г. Они прошли очень качественную реставрацию: столбы были освобождены от наслоений и покрашены, заново были выполнены гранитные тумбы с деталями из полированного гранита. Были полностью восстановлены и изящные стеклянные абажуры фонарей вытянутой формы.
В целом, комплекс исторических фонарных «малых форм» на Монастырском острове сегодня можно считать образцовым в Днепропетровске.
Данный тип фонарей 1950-х годов «встречается» в центральной части Днепропетровска почти на каждой магистрали. Два подобные столба украшают вход в главное здание ДИИТа на проспекте Гагарина (построено в 1954–1955 гг.). Правда, стеклянные абажуры сильно изменены. Подобные столбы сохранились и возле Техникума Электрификации сельского хозяйства (1959 г., просп. Гагарина, 95). Но здесь вообще отсутствуют стеклянные абажуры.
В 1950-е годы в нашем городе устанавливался и другой тип фонарных столбов. Они тоже выполнены в стиле классицизма, но менее массивны и имеют более изящные формы: на тумбе возвышается тонкая колонна, которую завершает декоративное кольцо, а по сторонам – по одному фонарю с абажуром. Такие фонари, например, украшали площадку возле танка – памятника генералу Е.Г. Пушкину на углу проспектов К. Маркса и Гагарина. Сейчас этот тип фонарей сохранился на бульваре проспекта К. Маркса между улицами Артема и К. Либкнехта. На Монастырском острове в 2014 г. такие фонари установлены на аллее от пешеходного моста в сторону аттракционов.
В пятидесятые годы XX века, в период интенсивного строительства, широко распространился и тип настенных фонарей – изящная металлическая консоль и стеклянный абажур. Отмечу, что формы больших фонарных столбов 1950-х годов и малых настенных очень схожи. К сожалению, мне неизвестны какие-либо графические источники, позволяющие судить об авторстве фонарей 1950-х годов. Но, безусловно, это работы талантливых мастеров.
Хорошо сохранившиеся настенные фонари 1950-х годов можно увидеть на здании второго корпуса исторического музея (просп. К.Маркса, 18), на здании химико-технологического университета, возле бывшего входа со стороны проспекта Гагарина.
В 1960-70-е годы двадцатого века, в период хрущевско-брежневской безликости в архитектуре, фонарные столбы также утрачивают свою декоративность. Подход к оформлению фонарей был сильно упрощен. Образец таких «малых форм» находится перед зданием металлургической академии (просп. Гагарина, 4). Здесь стоит фонарь, у которого старое основание с металлической декоративной накладкой, украшенной растительным орнаментом. Однако в это основание позднее был вставлен новый ствол с лампой. Этот фонарный «гибрид» также имеет свою историческую ценность.
Начиная с 1980-х годов и до сегодняшнего времени, архитекторы вновь начинают понимать ценность малых форм, в том числе и фонарей. В последние пятнадцать лет, город украсился новыми фонарями, которые отличаются по стилю и размерам. В 2000-е годы на бульварах проспекта К. Маркса устанавливается серия фонарей «антивандал» изящной формы, тоже восходящей к классицизму. Интересные фонари украсили центральную часть Набережной после реконструкции 2005-2006 годов (от цирка до парка имени Шевченко, через Фестивальный причал) и тротуарную часть возле Центральной городской библиотеки на ул.Ленина. Самые интересные, на мой взгляд, из фонарей последних лет установлены возле гостиницы «Европейская» (2006 г., угол улиц Ленина и Мечникова). Само здание – образец историзма, использования форм «скандинавского модерна». Не менее экзотически смотрятся и остроугольные фонари – восемь отдельно стоящих столбов, и четыре настенных.
В современной архитектуре из бетона и пластика такие «малые формы» как фонари, зачастую воспринимаются как ненужное «архитектурное излишество». Хочется надеяться, что в новых архитектурных проектах найдется место и фонарям, важной составляющей городского образа, — говорит Максим Кавун.
Фонари являются ценным памятником декора XX века и частью архитектурных ансамблей наших проспектов, улиц, парков, скверов, набережных. Поэтому они должны восприниматься как часть историко-культурного наследия, бережно сохраняться и реставрироваться.
Спасибо !
Действительно, "малые формы" украшают город и вселяют в него душу.
Сохранить бы их... Ответить | С цитатой