Десятки небольших скульптур собраны в одном из залов дома-музея Яворницкого. Все эти работы из крашеного гипса – полуфабрикаты, как называет их сам автор скульптор Владимир Небоженко.
«Это все объемные эскизы – черновики, поиск решения, - так скромно говорит о своих работах в гипсе Небоженко. – Но здесь я увидел свои работы другими глазами, ведь сотрудники музея смогли подать эти работы так, что стало интересно».
А между тем эти скульптуры могут много чего рассказать посетителю выставки. Так самая многочисленная экспозиция – скульптуры памятника Тарасу Шевченко. Поэт воплощен в множестве обличий (и взрослый и молодой) во множестве поз и ракурсов. Автор работал над этим проектом 3 года и в итоге на улице Ленина появился памятник молодому Шевченко. Об идеях и их воплощении Владимир Небоженко может рассказывать бесконечно и как он решил, что Шевченко должен сидеть (ведь на острове уже был памятник Кобзарю в полный рост) и как скульптор вложил ему в руки палитру с красками. А потом худсовет вынес вердикт, что палитра это не солидно для поэта и Небоженко вложил в руки Кобзаря свиток. А рисующий молодой Шевченко нашел свое место на площади Прилук, где в свое время и писал с натуры Спасо-Преображенский собор.
Долго Небоженко работал и над памятником Александру Полю. Около пяти скульптур показывают поиски автором подходящей идеи. Изначально Поль просто стоит, опираясь на заборчик, а затем после нескольких разных попыток родился памятник, где Поль опирается на руду, а в руках держит кирку.
«Даже место для памятника Полю выбрал я, - признается скульптор. – На выставке в объемных эскизах Поль опирается на заборчик, ведь он очень много сделал для города и заборчик смотровой площадки как архитектурный элемент символизировал приобщенность Поля к городской среде. Был еще один вариант, где Александр Поль стоит, попирая ногой руду, как Давид поверженного Голиафа. А в итоге все видят Поля, опирающегося на руду с символической киркой в руке»
Есть и памятники, которые Днепропетровск отверг. Так памятник Яворницкому по представлению Небоженко – это Дмитрий Иванович - собиратель легенд. И памятник должен быть соответствующий: Яворницкий стоит и записывает народное творчество, а перед ним сидит бард и играет песни. Но эта работа заняла второе место и в итоге в Днепропетровске появился памятник Яворницкому «с крестом», как называют его в народе.
В коллекции «черновиков» много пока еще нереализованных проектов. Как всякий творческий человек, Владимир Павлович работает, когда есть вдохновение. Как только в обществе широко обсуждается тот или иной деятель, так Небоженко и продумывает образ в камне. Так родился объемный эскиз памятника Олесю Гончару. Он сидит на скамейке перед первым главным корпусом ДНУ на проспекте Гагарина, а студенты подсаживаются к нему на лавочку и он исполняет их желание – сдать экзамен на «отлично», делится задумкой Небоженко. А перед консерваторией мог бы стоять и размахивать палочкой дирижер Николай Шпак. Нашлось бы место и выходцу с Игрени разработчику легендарной «Катюши» Ивану Гваю, и ректору ДНУ Владимиру Моссаковскому и многим другим. А сейчас у Владимира Павловича «чешутся руки» - хочет сделать памятник Героям небесной сотни. Но Небоженко входит в жюри конкурса на лучший проект этого памятника, поэтому автором быть не может.