Об этом корреспондент «Зори» попросил рассказать днепродзержинского писателя и краеведа, члена городской топонимической комиссии Александра Слоневского, давно исследующего этот вопрос.
— Александр Юльевич, с чем же было связано переименование Каменского в Днепродзержинск?
— В 1936 году решением Центрального Исполнительного Комитета СССР город Каменское получил новое имя — Днепродзержинск. Полностью текст постановления звучал так: «Удовлетворить просьбу днепропетровских и украинских организаций и переименовать город Каменское Днепропетровской области УССР в город Днепродзержинск. Председатель ЦИК Союза ССР М. Калинин. Секретарь И. Акулов. Москва. Кремль. 1 февраля 1936 года». Никаких мотивов переименования со стороны днепропетровских и украинских организаций в постановлении не указано, как нет и названия самих этих организаций.
— Люди, знакомые с краеведением, скажут, что переименование Каменского произошло в связи с личным вкладом Дзержинского в пуск Днепровского завода в 1925 году…
— Вклад Железного Феликса в пуск Каменского завода вызывает массу возражений и является, по сути, мифотворческим. После окончания Гражданской войны Днепровский завод находился на так называемой консервации. Но в 1925 году ситуация изменилась: стране вновь понадобился металл. В результате в апреле 1925-го завод в Каменском из числа законсервированных предприятий перешёл в разряд действующих. Роль Дзержинского состояла в том, что он на посту председателя Совнархоза курировал металлургическую отрасль. Пуск этих фабрик явился следствием изменения экономической обстановки в стране, подкреплённой готовностью коллективов к работе, но не результатом особого отношения Дзержинского к металлургическому колоссу на берегах Днепра.
— Что же послужило толчком к переименованию?
— 4 января 1936 года состоялось заседание бюро Днепропетровского обкома партии, на котором присутствовали 15 членов и кандидатов бюро обкома, членов и кандидатов обкома. Пунктом №17 повестки дня стоял вопрос «О переименовании города Каменского». Докладывал первый секретарь обкома Мендель Хатаевич, в прениях выступили заместитель председателя облисполкома Броун, а также председатель облисполкома Гаврилов. Постановили: «Имея в виду, что нынешнее название города Запорожье-Каменское устарело, что в области существует отдельно город Запорожье, а также имеется ещё один Каменской район (называемый Каменским-на-Днепре), в связи с чем создаётся большая путаница с рассылкой материалов, и даже рабочие самого города Каменское зачастую не знают точного названия своего города, — войти в ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)У с ходатайством о переименовании города Каменского в Днепродзержинск».
— А как вы прокомментируете постановление обкома?
— Разберем аргументы. Первый. «Название города устарело». Во всём цивилизованном мире чем старше, чем древнее город, тем больше ему почёта и уважения. Но, как говаривал Владимир Маяковский, «у советских собственная гордость». Как известно, первое письменное упоминание о Каменском относится к 1750 году. Следуя логике постановления, кандидатурами, далеко опережающими Каменское в очереди на переименование, должны быть в Украине Киев, Чернигов, Переяслав. Не говоря уже о советских древнейших городах Ереване, Бухаре, Самарканде или же о Риме, Афинах или Карфагене. Этим безнадёжно устаревшим населённым пунктам просто повезло, что они находились вне юрисдикции Днепропетровского обкома партии.
«В области существует отдельно город Запорожье, а также имеется ещё один Каменской район (называемый Каменским-на-Днепре), в связи с чем создаётся большая путаница с рассылкой материалов». Официальным названием города являлось Каменское, а не Запорожье-Каменское, о чём свидетельствует хотя бы текст постановления ЦИК; областной район назывался Каменским-на-Днепре, а не Каменским. И вместо того, чтобы устранять путаницу с рассылкой материалов путём усовершенствования работы бюрократического аппарата, решили лишить город Каменское его исторических корней, путём переименования в Днепродзержинск. «Рабочие самого города Каменское зачастую не знают точного названия своего города». Вот она, подоплёка переименования: рабочие не знают названия города, в котором живут! Конечно, надо менять!
— Так в чём же причина переименования?
— Подоплёкой явилась личная инициатива секретаря обкома Хатаевича, который решил не отставать от веяний времени и, по примеру других регионов, иметь у себя в области ещё один город, названный в честь большевистского вождя первой величины.
— Тогда почему же Днепродзержинск?
— Областное партийное начальство не слишком утруждало себя поисками оригинального названия для замены устаревшего. По аналогии с Днепропетровском город Каменское решили назвать Днепродзержинском. Заслуживает внимания, что на заседании бюро обкома — судьбоносного для Каменского — местную парторганизацию никто не представлял, а ведь секретарь горкома Лысов был членом обкома партии. Партийные, советские, профсоюзные органы Каменского, как и его жители, были просто поставлены перед фактом: с 1 февраля 1936 года ваш город называется Днепродзержинск.
— Как отреагировали городские власти на постановление ЦИК СССР?
— В день выхода постановления состоялось заседание бюро городского парткомитета. Был заслушан вопрос «О переименовании г. Каменское в г. Днепродзержинск». Постановили:
— Какие ещё проводились собрания или мероприятия?
— 7 февраля 1936 года состоялось ещё одно заседание в горкоме партии. Повестка дня того пятничного собрания включала 53 вопроса (!). 46-й вопрос повестки дня звучал так: «О подготовке к десятилетию со дня смерти Дзержинского». Как видим, только тут всплывает оловянный юбилей со дня упокоения Железного Феликса. На повестку дня также вынесли вопрос «О практических задачах, связанных с переименованием города».
— Как же возник миф о переименовании города «по многочисленным просьбам трудящихся»?
— Давайте вернёмся к судьбам застрельщиков переименования Каменского в Днепродзержинск, присутствовавших 4 января 1936 года на заседании бюро Днепропетровского обкома партии. Из пятнадцати членов и кандидатов в члены бюро обкома и членов и кандидатов обкома десять человек оказались контрреволюционерами и врагами народа.
Кстати говоря, первые лица вновь названного Днепродзержинска, претворяющие в жизнь решения партии и правительства по переименованию Каменского, впоследствии были также изобличены как враги народа и расстреляны. Это Семён Лысов — секретарь горкома партии, Михаил Рафаилов — секретарь заводского райкома партии, Соломон Фертман — председатель горисполкома.
Именно поэтому в официальных публикациях информацию о застрельщиках переименования города предпочитали умалчивать. Поэтому и пользовались обтекаемой универсальной формулировкой: «по многочисленным просьбам трудящихся».
Последующие поколения советских исследователей уже переписывали этот штамп под копирку, не задаваясь излишним вопросом: а так ли оно было на самом деле?
Без референдума... Среди рабов референдумы не проводят. Ответить | С цитатой