В Днепропетровске – десятки старинных, дореволюционных домов с очень интересной историей и оригинальной архитектурой. Многие из них справедливо считают архитектурными шедеврами, им присвоен статус памятников национального значения. К сожалению, их значительная часть (о чем уже не раз писал Городской сайт) – в удручающем состоянии. Некоторые, из-за систематического невнимания власти и равнодушия владельцев, находятся на грани полного разрушения или вообще уже исчезли с карты города.
С другой стороны, на многих особняках и домах города есть очень интересные декоративные элементы. Начав недавно рассказ о зооморфном декоре зданий статьей об украшении домов львиными головами, в будущем мы предполагаем продолжить эту тему. Старинные особняки украшены не только головами и фигурами всяческого зверья. Отдельного рассказа достойны советские символы на зданиях (в свете закона о декоммунизации находящиеся под угрозой демонтажа, что крайне беспокоит историков, краеведов, архитекторов), скульптурные группы и композиции, очень редкие декоративные и конструктивные элементы. А также – скульптурные барельефы.
Дом Непокойчицкого исключителен тем, что в нем соединились очень интересная архитектура, единственные в своем роде (возможно, в масштабе всей Украины!) скульптурные барельефы на стенах здания и судьба владельца дома.
Уникальные факты об истории и облике этого здания рассказывает давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д.И.Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН:
«Особняк Непокойчицкого – выдающийся памятник екатеринославской архитектуры начала XX века. Это здание занимает особое место в истории развития городской архитектурной традиции. Во-первых, как яркий образец местных вариаций стиля модерн. Во-вторых, как одно из немногих зданий, где архитектура соединена со скульптурой в единое гармоническое целое.
Структура здания, его объем и пропорции довольно нетипичны для Екатеринослава. Это один из самых крупных особняков «золотого века» города, который ассоциируется с «индустриальным бумом» и бурным развитием горнодобывающей и металлургической промышленности в Приднепровье.
Здание интересно, прежде всего, личностью своего владельца, забытого крупного предпринимателя и деятеля органов городского самоуправления Екатеринослава.
Евгений Павлович Непокойчицкий - гласный Городской Думы Екатеринослава (1913–1917 гг.). Член Финансовой Комиссии и заместитель главы Комиссии общих вопросов Городской Думы. Инженер. Точные даты его рождения и смерти, к сожалению, пока неизвестны.
Изучая эту личность, мне удалось выяснить, что Е.П. Непокойчицкий был одним из самых уважаемых и активных деятелей екатеринославского городского управления 1910-х годов. В августе 1914 года был избран одним из двух представителей от Городской Думы на Съезд представителей городов в Москве в 1914 году.
Как свидетельствуют протоколы заседаний городской Думы, принимал активное участие в обсуждении основных хозяйственных вопросов: водопровод, освещение и т.д. В 1914–1915 годах Е.П. Непокойчицкий вместе с бывшим городским головой И.Я. Эзау были избраны уполномоченными для переговоров с управлением Мерефо-Херсонской железной дороги для возведения её объектов в границах города Екатеринослава. Тогда же началось строительство Мерефо-Херсонского моста (окончен только в 1932 г.), обсуждены вопросы прокладки съездов с моста, и был поднят вопрос о строительстве вокзала (современного Южного). 31 января 1915 г., во время визита в город императора Николая II, Е.П. Непокойчицкий был среди избранных представителей городской Думы для встречи императора на железнодорожном вокзале. Дальнейшая судьба его остается неизвестной.
Вполне естественно, что такая персона, как Е.П. Непокойчицкий, вполне мог себе позволить выстроить один из самых роскошных особняков Екатеринослава. Дата сооружения особняка определяется примерно как 1913 год – когда в справочных изданиях города он называется местом жительства Е.П. Непокойчицкого.
Автор проекта особняка Непокойчицкого пока остается неизвестен. Архитектура особняка имеет аналогии с двумя другими выдающимися памятниками екатеринославского модерна – дом Андриевских (угол улиц Серова и Комсомольской) и особняк Вюрглера, так называемый «дом с лягушками» на ул. Писаржевского, 7 (перестроен). Можно предположить, что особняк Непокойчицкого относится к числу работ выдающихся местных архитекторов этого периода С.В. Виленского или Д.К. Тиссена, однако для такого утверждения не хватает доказательной базы.
Особняк поставлен на пересеченной местности, фланкирует важный в градостроительном отношении угол улиц Гоголевской (в дальнейшем Гоголя) и Полицейской (ныне Шевченко). Здание сумело стать важным архитектурным акцентом этого района города. Со стороны улицы Гоголя фасад имеет два этажа, со стороны Шевченко – мощный цоколь превращается в третий этаж уже со стороны дворового фасада. Угловую часть здания акцентирует пятиугольный в плане эркерный выступ, с балконом на первом этаже и мощное башнеобразное завершение.
Эркерный балкон следует отметить особо – это излюбленный прием архитектуры начала XX века, но в Екатеринославе сохранившиеся образцы можно перечесть по пальцам. Например, эркер здания современной областной детской библиотеки, на ул. Ворошилова, 9, построенной также в начале 1910-х годов, но в мавританском стиле. В особняке же Непокойчицкого обрамление балкона в стиле модерн выполнено не с помощью кованой решетки, а из бетона, и имеет вычурный изысканный рисунок.
Башнеобразное завершение особняка Непокойчицкого состоит из беседки, шпиля и балкона с утраченной ныне решеткой. Башня особняка Непокойчицкого была изначально рассчитана на формирование панорамы улицы Полицейской (ныне Шевченко) со стороны верхних нагорных кварталов. В этой панораме и тогда, и сейчас выделяются два акцента – особняк Непокойчицкого и Троицкий собор в самом завершении улицы.
В архитектурном облике особняка Непокойчицкого мы видим архитектурно-скульптурную симфонию, где все элементы декора не только находятся в гармонии, но продуманы и наполнены символическим смыслом. Это и отличает здание от многих других памятников архитектуры Екатеринослава, где зачастую использовались выразительные элементы декора – львиные головы, женские головы, головы сатиров, фигурки амуров. Но они, как правило, имели чисто декоративный, поверхностный характер, оставаясь лишь внешним проявлением архитектурной моды.
В особняке Непокойчицкого декор фасадов имеет четко продуманный характер, представляет собой единую смысловую композицию, обусловленную, вне всякого сомнения, профессиональными интересами заказчика. Всего на трех фасадах дома размещены 15 скульптурных барельефов (шесть – по Гоголевской улице, семь – по улице Полицейской (ныне Шевченко) и еще два – на дворовом фасаде). Из них четыре барельефа повторены еще один раз на разных фасадах.
Все барельефы отражают тему горной инженерии и выработок полезных ископаемых. Часть барельефов выполнена в реалистической, часть - в характерной для модерна экспрессивной манере. Здесь мы видим сцены работ в шахте, а также несколько аллегорических фигур обнаженных рабочих в процессе добычи полезных ископаемых.
К сожалению, авторство барельефов пока остается неизвестным. Несмотря на сильно ухудшающееся состояние особняка Непокойчицкого, барельефы пока довольно неплохо сохранились. За исключением одного, самого большого, находящегося над главным входом в здание со стороны улицы Шевченко. По какой-то злой иронии судьбы, этот барельеф сильно пострадал и сохранился примерно наполовину. Он изображал двух рабочих, державших картуш с двумя скрещенными молотками – эмблемой горного дела. (Такие же скрещенные молотки в архитектуре Екатеринослава помещены во фронтоне портика главного фасада Горного института, ныне - университета). Сегодня головы и верхние части торсов рабочих утрачены, а нижние части торсов и картуш с молотками пока еще сохранились. К слову, картуш с двумя молотками помещен на доме Непокойчицкого два раза – здесь есть и отдельный барельеф с этим картушем со стороны улицы Шевченко.
Остальные барельефы, на удивление, пока еще «живы», но, по моему мнению, требуют (как и все оформление фасада) немедленного проведения консервационных работ.
Главная жемчужина особняка Непокойчицкого, конечно же, скрыта внутри двора – это лестница, ставшая уже популярным местом не только историков и краеведов, но и экскурсионных групп. Это единственное в своем роде сооружение в архитектуре Екатеринослава. Уникальная лестница, выполненная в стиле модерн из железобетона, состоит из двух ярусов. Верхний ярус из одного марша, затем нижний ярус из двух маршей полукруглой формы. Акцентирует лестницу изысканное ограждение, в виде кривых линий, и небольшие пилоны ограждения с декоративными вазонами самого изысканного рисунка. Сегодня сохранился лишь один (!) вазон, одиноко возвышающийся в самом дальнем краю лестницы.
К сожалению, общее состояние лестницы удручающее. Частично разбиты консоли, поддерживающие верхний ярус, да и состояние ограждения внушает опасения.
Отметим хорошую сохранность решеток на фасаде особняка. Это решетка над главным входом со стороны ул. Гоголя с изысканным рисунком в стиле модерн, а также решетки балконов.
К сожалению, время и жильцы не пощадили и другие элементы декора особняка. Например, центральный вход с ул. Гоголя был украшен гранитными полукруглыми элементами – характерным образцом стиля модерн. Еще в 2013 г. я видел оставшийся один из этих элементов. Сегодня видно, что он был кем-то аккуратно убран, на его месте пустота и остаются еще контуры на гранитном основании.
Еще один момент в архитектурном оформлении особняка Непокойчицкого – это сохранность нескольких пролетов ограды со стороны улицы Шевченко. Когда-то двор особняка был намного больше (до строительства в 60-х годах многоэтажного здания по соседству). Тем не менее, несколько пролетов ограды с первоначальной решеткой сохранились, что тоже является редкостью.
К сожалению, послереволюционная эпоха не пощадила как владельца особняка, так и его усадьбу. Сейчас дом, некогда представлявший собой единое целое и имевший интересные интерьеры, разделен на отдельные квартиры. Интересным курьезом эпохи выглядит… маленькая красная звезда, до сих пор венчающая башню особняка одного из главных «отцов города» в предреволюционном Екатеринославе.
В целом, особняк Непокойчицкого является прекрасным образцом архитектуры модерна в Екатеринославе начала XX века, и может представлять значительный интерес не только для историков-краеведов, но и для широких масс горожан и туристов», - убежден Максим Кавун.
…Многие шедевры екатеринославской архитектуры в настоящее время находятся в частных руках. И только от сознательности и стремления сохранить исторический облик зданий зависит дальнейшая судьба, например, ДК Ильича, Аптеки Прицкера, Дома с атлантами, бывшей суконной фабрики и так далее. Дом Непокойчицкого среди тех домов, которые пока еще находятся в собственности громады (хотя квартиры в нем давно приватизированы). А, значит, нет законодательных противоречий и коллизий для спасения здания силами и средствами государства.
О необходимости провести срочную реставрацию этого здания или хотя бы «законсервировать» его до лучших времен историки и краеведы говорят не первый год. А в ответ – тишина… На фоне этого удручающего молчания власти Дом Непокойчицкого продолжает разрушаться.