Этой весной, после того как проезд в днепропетровских маршрутках подорожал почти вдвое, а цена на проезд в электротранспорте не изменилась, количество пассажиров в трамваях и троллейбусах выросло на 20%. Приток пассажиров мог бы быть и большим, да вот беда, наши трамваи и троллейбусы просто не в состоянии вместить всех желающих.
Тех, кому удалось втиснуться в салон, ждут экстремальные приключения: потрепанные пассажирские сиденья, зияющие дыры в полу, через которые можно разглядеть асфальт, и забитые фанеркой двери. Спасает положение стоимость билета да вежливость кондукторов.
Между тем, по словам и.о. директора предприятия Владимира Легкого, только в этом году Днепропетровский горсовет выделил КП «Дніпропетровський електротранспорт» 39,5 млн грн, из государственного бюджета Украины как компенсацию за перевозку льготников предприятие получило 6,22 млн грн. По его словам, каждый день весь электротранспорт Днепропетровска перевозит 410 тыс. пассажиров, но платя по 1,5 грн за проезд только 250 тыс., остальные 160 тыс. пользуются разного рода льготами.
Легко посчитать, что если бы все льготники оплачивали свой проезд, бюджет КП пополнился бы на 87,6 млн грн в год. Много это или мало? Смотря в чем считать. Учитывая катастрофическую нехватку подвижного состава, давайте считать в вагонах. В 2013 году Днепропетровск закупил в Германии 30 капитально отремонтированных трамвайных вагонов 1988-1991 года рождения. И потратили на это 15 млн грн (500 тыс. грн за штуку). Без скандала, как водится, не обошлось. Недоброжелатели говорили, что купили транспорт слишком дорого. Но не будем углубляться в эту тему. “Немцы” сегодня, пожалуй, наиболее комфортный электротранспорт на улицах Днепропетровска. Учитывая, что ни цена на проезд, ни количество льготников с 2013 года не изменились,мы видим, что если бы каждый пассажир покупал билетик, Днепропетровск смог бы купить в 5 раз больше новых вагонов. И ездить с относительным комфортом горожане смогли бы не только по пр. Карла Маркса. Учитывая, что по данным КП «Днепроэлектротранспорт», подвижной состав изношен на 94%, это было бы весьма кстати.
Но если трамваи, пусть и бэушные, в небольшом количестве, но все же закупались, то с троллейбусами дело обстоит намного печальнее. С 2008 года город не видел новых «рогатых». Самое последнее приобретение в количестве одной единицы вышло на маршруты в этом году, а приобрели его в 2014-м. При этом собран этот троллейбус был на местном предприятии – Южном машиностроительном заводе, хотя до этого чиновники не раз твердили: покупать троллейбусы Южмашевской сборки – дорого.
Но, учитывая что на данный момент на 17 троллейбусных маршрутах работает 125 единиц техники, 90 из которых пора менять, в городском бюджете нашли деньги на закупку 10 новых машин. На это выделили 44 млн. грн. В апреле состоялось раскрытие тендерных предложений. Самым выгодным стало предложение днепропетровского ООО «Дуотранс»: троллейбусы производства ЮМЗ – «Дніпро Т103». Десять машин обойдутся в 32 млн. 970 тыс. грн. При этом, если бы все пассажиры платили за проезд в троллейбусе, транспортники смогли бы купить почти в 3 раза больше новых троллейбусов, давая заработать землякам и не залезая в городской бюджет.
Сложилась парадоксальная ситуация: льготники, активно пользуясь своими правами, лишают возможности пользоваться этим благом и себя, и тех, кто услугу оплачивает.
Долгое время народные депутаты, чтобы понравится электорату, раздавали льготы направо и налево, оставляя себе славу народного защитника, а предприятиям, вынужденным заниматься благотворительностью, головную боль.
Но, кажется, лед тронулся. В конце 2014 года, буквально под нарезку оливье, Верховная Рада приняла таки закон, который существенно сокращает количество транспортных льготников. Кстати, Президент подписал его 31 декабря, когда все думали исключительно о елках и подарках. В результате начиная с 1 июня бесплатно в общественном транспорте смогут ездить не все пенсионеры, депутаты и милиционеры, как сейчас, а только инвалиды 1 и 2 групп, дети-инвалиды, дети-сироты и сопровождающие их лица, а также участники боевых действий. Ждем лета с особым нетерпением. Возможно, наш электротранспорт удастся оживить.
Так льготник-горожанин большую часть льготы будет тратить на горэлектронтраспорт или маршрутку, старики из села - на электричку или автобус на дачу, а кто-то захочет накопить на самолет или межгородний поезд - чтобы поехать в отпуск к детям или к боевым товарищам на годовщину. Ответить | С цитатой
Конституция 1996 Стаття 3.
Людина, її життя і здоров'я, честь і гідність, недоторканність і безпека визнаються в Україні найвищою соціальною цінністю.
Права і свободи людини та їх гарантії визначають зміст і спрямованість діяльності держави. Держава відповідає перед людиною за свою діяльність. Утвердження і забезпечення прав і свобод людини є головним обов'язком держави.
В новой редакции могут быть изменения. Ответить | С цитатой