…Старые фотографии – это своеобразные машины времени. Вглядываясь в эти черно-белые карточки, ощущаешь в них дыхание той, давно ушедшей эпохи. И словно сам незримо переносишься в нее, становясь сопричастным настроениям, мечтам, тревогам авторов и героев снимков. В каждом таком глянцевом отпечатке живет иное, «неотцифрованное» лицо времени и его персонажей. Донести его иным путем, без прямой визуализации, наверное, уже невозможно.
Галерея АРТСВИТ представляет уникальное и до сих пор малоизвестное, даже в художественных кругах Украины, явление, которое сформировалось в Днепропетровске в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Оно было связано с основанным Марленом Матусом (1939 – 2014) фотоклубом «Днепр» и его так называемой «Молодежной секцией». Последняя появилась по инициативе фотографа и теоретика фотоискусства Александра Фельдмана и стала мощным центром фототворчества вне стереотипов «пролетарской» фотографии, впитав традицию советского неофициального репортажа и пикториализма, который в 1900-х – 1910-х годах в Российской империи, а позже в СССР, и в частности в Украине, имел мощные корни.
В нынешнем проекте кураторов Лели Гольдштейн и Марии Хрущак представлено более 150 фотографий участников «Молодежной секции» Днепропетровской школы фотографии (ДШФ) и фотографов, которые интересовались студией и ее экспериментами: Александра Фельдмана, Юрия Бродского, Марка Милова, Станислава Полонского и Семена Просяка. Станислава Полонского уже, увы, нет в живых – в 2002 году он ушел из жизни 54-летним после тяжелого воспаления легких. Его снимки считались утраченными, но около 200 из них были найдены родными.
Основная задача выставки, как говорят ее кураторы, – расширить знания об украинской фотографии конца 1970-х – начала 1990-х годов и вернуть в пласт украинской культуры имена, определенным образом утерянные после развала СССР.
Понятие «Днепропетровская школа» в культурно-художественный контекст ввел международный куратор фотопроектов Евгений Березнер. В свой масштабный проект «150 лет фотографии» (состоялся в 1989 году в московском Манеже) он привлек работы днепропетровских фотографов. Следом, в 1998 году, в московском ЦСИ Сороса он показал проект «Днепропетровская школа фотографии. Двадцать лет спустя», в котором представил работы Семена Просяка, Александра Фельдмана, Марлена Матуса, Марка Розова, Виты Буйвид, Марка Милова и Юрия Бродского.
В экспозиции АРТСВИТа представлены произведения малоизвестного в Украине фотографа Станислава Полонского, который снимал всего лишь около десяти лет, однако за это время его работы были с успехом показаны в Литве, Франции, Испании, Италии, Японии. Рядом представлены работы представителя старшего поколения днепропетровских фотографов Семена Просяка из серии «Седнев», которая имела большой успех на выставках в Украине, России и Литве. Еще три участника проекта – это Александр Фельдман, Марк Милов и Юрий Бродский (продолжает заниматься фотографией в Германии). Вместе эти работы открывают перед нами период невероятного творческого всплеска фотографии в индустриальном городе без особых социально-культурных условий для появления фотографической школы.
Участник фотоклуба «Днепр» с 1978 года, автор 20 персональных выставок и участник более чем 30 групповых экспозиций (в Германии, США, Японии, Франции, Бельгии и других странах), Юрий Бродский на открытие выставки специально приехал из немецкого Кельна, где живет и работает с 2000-го года. Отмечая важность такого проекта, о магии черно-белых фото он говорит следующее:
— Я никогда не снимал конкретные темы и сюжеты. Меня интересовала форма, визуализация переживаний. К съемкам я никогда специально не готовился, сюжеты рождались спонтанно, исходя из увиденного и собственного отношения к этому. Представленные здесь фотографии (отобранные организаторами выставки) – это снимки 1979-84 и 1988-94 годов, они отличаются внутренним мироощущением, моим восприятием пространства, света. В целом же – огромное спасибо организаторам выставки за возможность представить горожанам работы мастеров Днепропетровской школы фотографии, которая для нас была смыслом жизни.
Проект галереи АРТСВИТ показывает фотографию, которая в своих методах и поисках вырвалась из фотолюбительського круга в международное арт-пространство, рядом с Харьковской фотографической школой, или в живописи – «новой волной», трансавангардом.
А субботним вечером, в Ночь музеев, галерея АРТСВИТ представила к просмотру избранные серии из документального цикла «Контрольные отпечатки» (2005 г., автор идеи Уильям Кляйн). Основная идея проекта заключается в том, чтобы показать зрителю не просто фотографии автора, но и выслушать его самого. Он рассказывает о своем творческом пути, о глобальных вещах, которые дают ему вдохновение, о переживаниях и эмоциональных линиях творчества, о некоторых биографических фактах жизни, и непосредственно о главном - индивидуальном творческом процессе. Фильм сопровождался не просто показом отдельных фотографий, но и демонстрацией негативов фотографа с серией дублей, где автор ведет свой рассказ о съемках, о своих мыслях и переживаниях на тот момент, о выборе той единственной фотографии, которая станет конечным результатом серии. В фильмах звучит голос самого мастера. Нет никаких шаблонов, по которым сняты фильмы. Каждый из них индивидуален, как и авторы, представленные в проекте.
Выставка будет работать до 17 июня включительно, вход на нее – свободный. А в рамках этого проекта пройдет и серия мастер-классов: