На каждом концерте «Лествицы» (что новый проект, что любимый зрителями «Остров классики») картина перед началом – неизменна. Потоки ценителей настоящей музыки вплывают в вестибюль театра, чтобы потом занять каждую пядь свободного места – и на балконах, и стоя в проходах. Проекты «Лествицы» давно стали символом умной, чувственной и новой для зрителей музыки.
Супер-аншлаги на таких концертах давно стали привычным делом и для руководителей театра Горького. Его директор Леонид Иосифович Фурсенко (к слову, вчера бывший именинником, в честь чего был удостоен благословенной грамоты митрополита Днепропетровского и Павлоградского владыки Иринея) говорит:
— Для нас концерты духовной музыки давно стали замечательной традицией. Проектам «Лествицы», фестивалям духовных песнопений «От Рождества к Рождеству» двери нашего театра распахнуты с особым радушием, мы рады способствовать духовному становлению горожан. Театр – это тоже своего рода храм, этому соответствует и моральная обстановка в нашем театре, и внутренняя культура.
— С распростертыми объятиями театр Горького принимает не только любителей духовной музыки, — добавляет его художественный руководитель, главный режиссер Жан Александрович Мельников. – Но и всех, кто исповедует духовность, нравственность, стремится к подлинной культуре. В стремлении приобщиться к ней мы рады каждому – и пенсионерам, и воинам АТО.
…Людское море наконец-то упокоилось в берегах зрительного зала. И под гром аплодисментов на сцене появились восемь солистов хора «Оптина пустынь» во главе с его художественным руководителем Александром Семеновым. Именно он, выпускник Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова (ее же закончили и все участники хора) был инициатором создания в 1996 году этого уникального коллектива. Уникального потому, что изначально хор был создан при Санкт-Петербургском подворье легендарного монастыря Оптина пустынь и своей главной задачей посчитал возрождение и сохранение традиций древнего монастырского пения. Благодаря этому хору за 19 лет его выступлений многие древние певческие рукописи (а разучиванию песни всегда предшествует кропотливая работа по монастырским архивам!) обрели свое второе рождение в концертных программах хора.
За годы своей гастрольной деятельности мужской хор «Оптина пустынь» триумфально выступал на гастролях в Германии, Франции, Голландии, Греции, Испании, Китае, Колумбии, Швеции и многих других странах. Записал 13 сольных компакт-дисков. Кроме а-капелльного пения, у «Оптиной пустыни» были записи и в сопровождении камерного оркестра. Но днепропетровскую публику солисты покорили без музыкального сопровождения, исключительно силой и красотой своих голосов.
Первое отделение концерта составили древние монастырские песнопения, молитвы, в том числе – и не известные широкой публике редкие распевы. Зал благоговейно воспринимал мощные и чистые голоса вокалистов. Особой мощью своего вокала зрителей потряс бас-профундо Владимир Миллер.
Но в особый восторг публика пришла от второго отделения, в котором зазвучали народные, классические песни в авторской обработке Александра Семенова и других участников коллектива. Знакомые всем «Гори, гори, моя звезда», «Степь да степь кругом», «Вечерний звон» и другие песни обрели совершенно новое звучание. И после завершения концертной программы зал долго не хотел отпускать неповторимых вокалистов!
…Невозможно переоценить светлую миссию центра «Лествица» и его руководителя, заслуженного работника культуры Украины, протоиерея Игоря Собко, который каждый раз радует ценителей музыки уникальными подарками. Вот уже больше года в силу известных причин культурная жизнь Украины заперта в формате исключительно собственных исполнителей. Способность «Лествицы» при поддержке меценатов Андрея Шипко, Вадима Новинского привезти в Днепропетровск исполнителей из-за рубежа сейчас достойна только добрых слов и восхищения.
К слову, специальный подарок этот центр готовит и в рамках «Острова классики». На его следующем концерте 25 мая выступят исполнители из Болгарии.
Но ещё есть над чем работать: в др.храмах до сих пор слышатся лицемерные призывы жить по вере вместо чистосердечного верить по жизни, а ведь народ мудр- он чувствует фальшь и уж тем более опасается бесчеловечного экстремизма в навязывании заповедей! Но к счастью, нет такой вещи, которой нельзя было бы исправить- о чём свидетельствует эволюция даже церковных искусств.
Верю, когда-нибудь будут и более интересные духовные представления, типа постановок “давид у вирсавии” или “сусанна и старцы” в исполнении православного кабаре “святая земля” и др. - ведь даже в этих историях, много поучительного, не говоря уж о худ. ценности самого процесса. Красота спасёт мир, когда эстетика сменит этику. Творите же! Ответить | С цитатой