О коллекциях, которые они поддерживают в чистоте и порядке, музейные хранители готовы рассказывать часами. Большая часть «сокровищ» скрыта от посетителей в подземелье Днепропетровского национального исторического музея им. Д.И. Яворницкого. Именно здесь хранятся и коллекции Дмитрия Ивановича, и всевозможные предметы быта и декора других знаменитых горожан.
Как сохраняют уникальные экспонаты для истории, чтобы они не разрушились от времени и их смогли увидеть наши дети и внуки корреспонденту городского сайта рассказали сами хранители фондов музея. Первой о ввереной коллекции стекла, фарфора, керамики и живописи вызвалась рассказать Галина Зубкова. Как и у каждой женщины, красивые статуэтки и пиалы вызывают у нее трепет. Она с нежностью описывает каждую вещицу из сотен экспонатов. Но особое внимание уделяет вещам, которые реставраторам удалось восстановить из осколков, буквально собрав их по частям.
«Однажды, когда собирали выставку, разбили очень красивую фарфоровую подставочку. За нее взялись харьковские реставраторы, склеили из осколков, да так, что не видно ни единого шовчика! Когда ее привезли, я была несказанно рада, даже не ожидала, что из осколков по фотографии можно так заново собрать фарфоровое изделие», — делится хранитель.
Когда через многие месяцы эти уникальные вещи возвращаются с реставрации, степенная дама пританцовывает от радости и бережно перекладывает вазочки и статуэтки с места на место. Большое впечатление как на посетителей, так и на самих хранителей фондов произвела прошлогодняя выставка коллекции известного екатеринославского архитектора Александра Красносельского. Галина Зубкова готовила эту выставку несколько лет. Несмотря на то, что архитектор жил и работал в прошлом веке, а его коллекция попала в музей в 1970-80-е годы, многие вещи нуждались в реставрации. Особенно картины голландских художников. Их в первую очередь и отправили в Харьков на реставрацию.
«В описании работ мы указывали: «художник не известен, сюжет не известен», ведь все было скрыто под слоем грязи. А во время реставрационных работ выяснилось, что одна из картин XVII века кисти известного «малого» голландца Исаака ван Остаде. Тогда мы отреставрировали 4 работы из коллекции Красносельского и их все представили. На этой же выставке была мебель, часть которой мы тоже подреставрировали, очень красивые шали начала двадцатого века. Но особое место на выставке заняли изделия из фарфора. Александр Леонтьевич собирал уникальные фарфоровые вещи, всего нам досталось около 80 таких предметов. Например, два кашпо для цветов, изготовленные в начале XIX века на первом в России знаменитом императорском фарфоровом заводе. Они были украшены живописной росписью, на них были нанесены сюжеты голландского художника Рубенса «Венера и Адонис» и «Гибель Адониса». Реставраторам пришлось потрудиться, чтобы восстановить роспись на этих кашпо, ведь она была выполнена нехарактерными для работы с фарфором масляными красками. Поработали реставраторы и над самыми лучшими в мире скульптурами завода Гарднера из коллекции Красносельского».
По окончании выставки весь фарфор оборачивают в пузырчатую упаковку и ставят в многочисленные шкафы в хранилище музея. Портретные миниатюры (их в музее всего две) Галина Зубкова держит в небольшом сейфе. Всего на хранении у женщины более 1500 фарфоровых изделий.
С не меньшим благоговением относится к «своим» предметам и хранитель культовой группы (книги, облачения, иконы) Маргарита Тихонова. Женщина бережно хранит Евангелие XVII века и многие другие экспонаты, которые периодически горожане могут видеть на тематических выставках.
«Обычно хранителям вверяют группу из определенного материала, кто-то исследует и хранит металл, кто-то книги, кто-то ткани, а у меня все вместе и тканевые облаченья, и иконы, и книги, и кресты и чаши из металла, — рассказывает Маргарита Тихонова. — Хранить все это приходится по-разному, ткани заворачиваю в микалентную бумагу, иконы храню в картонных коробках. Конечно, и к иконам, и к плащаницам отношусь с особым трепетом».
Ведь несмотря на то, что вещи из храмов хранятся в музее, они не утратили свою духовность. К некоторым иконам и книгам даже паломники приезжают. Так поклониться Евангелию XVII века приезжали прихожане Романковской церкви. Сейчас они возрождают храм и решили прикоснуться к своему Евангелию. Специально для них 28-килограмовый фолиант в металлическом окладе поднимали из хранилища в зал музея, вспоминает Маргарита Тихонова.
Она делится десятками рассказов о необычных историях своих экспонатов и сколько открытий сделала благодаря их изучению. Так из одной иконы Святого Николая у Маргариты появились две, сейчас они на реставрации. А началась история с того, что решено было отреставрировать киот иконы Святого Николая, заодно решили почистить и саму икону. Когда размонтировали киот и икону, оказалось, что холст натянут на доску, на которой написана еще одна икона Святого Николая.
«Она была в таком состоянии, что в церкви ее использовать было невозможно и решили взять ее за основу под холст. Так у нас появилось две иконы Святого Николая, под холст сделали новую рамку, а деревянную икону сейчас реставрируем», — делится хранитель.
Такой же «секрет» до реставрации хранила и плащаница. На ней был живописный рисунок, который утратил былую яркость и харьковские реставраторы решили «освежить» роспись по ткани.
«Когда во время реставрации расчищали живопись, обнаружили фрагмент предыдущей росписи, которая позволила датировать плащаницу XVIII веком. Мастера оставили фрагмент более старой росписи, а на основной части полотна восстановили последний рисунок. Реставрация этой плащаницы длилась с 2007 по 2013 год», — вспоминает хранитель.
Самыми «живыми» экспонатами считает свою коллекцию тканей хранитель Маргарита Подосинова. Она уверена, что одежда не может лежать на полках годами, ей обязательно надо чувствовать тепло человека, ведь одежда создана для того, чтобы ее носили. Поэтому Маргарита с радостью дает костюмы коллегам для фотосессии в стенах музея. Порой и посетители могут примерить и сфотографироваться в костюмах прошлых лет (например, во время ежегодной «Ночи в музее»). Также она выносит одежду на свежий воздух, ведь ее необходимо проветривать. И хотя восстанавливать ткани задача реставраторов, порой хранитель и сама стирает рушники, вышиванки, рубашки и брюки прошлого века.
«Чищу, проветриваю, промораживаю, просушиваю, борюсь с молью и прочей живностью, — признается женщина. — Некоторые вещи беру на дачу. Наливаю в тазик колодезную воду, грею ее на солнышке, делаю раствор с тертым детским мылом, аккуратно стираю вещи, полощу в нескольких водах и сушу их в тени деревьев».
Ну а действительно требующие специального ухода вещи и ткани, хранитель, конечно, не трогает и никому не дает. Со временем нити (особенно шелк и атлас) утрачивают свою прочность и такую одежду не то что одевать, даже лишний раз переложить с места на место страшно. У хранителя есть список вещей, нуждающихся в реставрации и, как только представляется такая возможность, женщина отдает уникальные жилеты, кошельки, сумочки в руки мастеров-реставраторов. Особенное удовольствие Маргарита получает, когда из реставрационных мастерских к ней возвращаются буквально по ниточкам восстановленные вышитые картины или изделия, расшитые бисером.
«Вышитый шелковыми нитками по канве попугай — мой любимец, — смеется Маргарита. — После реставрации работа заиграла яркими красками. Раньше полотно было пересушено и сильно загрязнено, так что ткань перекосило. Реставраторам не удалось идеально выровнять картину, но в таком состоянии она может существовать еще очень долго и радовать посетителей, ведь несмотря на перекос, работа замечательная: великолепное сочетание цветов и композиция».