Уникальность этих выступлений в том, что на них Олег не зарабатывает ни копейки! Вход для слушателей – совершенно свободный. Мелещук абсолютно неприхотлив к концертным площадкам и условиям для выступления. Будь то ДК или библиотека, школа или настоящий концертный зал – везде он чувствует себя абсолютно гармонично со своей подругой-гитарой, покоряя зрителей своим неповторимым, хрипловатым баритоном…
После очередного такого концерта, который состоялся в областной библиотеке на ул. Савченко, Городской сайт решил поближе познакомиться с этим певцом.
— Олег, и все-таки вы – бард, композитор, поэт-песенник или, может, последний менестрель нашей прагматичной эпохи?
— Определение менестреля мне нравится, оно поэтичное (улыбается)… Поэтом меня сложно назвать, хотя в моем репертуаре есть песни и на собственные стихотворения. Поэтому я больше певец…
— Давно поражался вашей творческой активности. Сколько песен в вашем репертуаре? Что вас заставляет еженедельно проводить такие, бесплатные для зрителей концерты?
— В репертуаре – больше 5 тысяч произведений. Что-то, самое востребованное зрителями, - в голове, что-то – в каталогах, которые всегда под рукой. А такие встречи продиктованы одним – желание показать свое творчество тем единомышленникам, которых волнуют вечные темы любви, дружбы, человечности и которым интересна качественная музыка. Может быть, я самый активный из днепропетровских певцов, но на самом деле талантов в нашем городе – много. Но подавляющее большинство из них очень редко получают возможность выступить перед широкой публикой. Когда-то на нашем областном ТВ была замечательная музыкальная программа «Шанс», которая давала возможность и бардам, и рокерам, и поэтам показать себя зрителям, посмотреть на свое творчество со стороны. Увы, программа «умерла» после шести передач. И поэтому я с огромной завистью смотрю на афиши гастролей киевского Театра поэзии. Моя заветная мечта – создать в Днепропетровске подобный театр, который смог бы объединить и поэтов, и композиторов, и бардов.
— Ну а чем же вы зарабатываете себе на жизнь? Неужели зрители после концертов втихаря не сбрасываются на пропитание менестрелю?
— Да вы что! Такое невозможно в принципе! А вот купить один из моих дисков после концерта зрители могут. Вообще за мою 26-летнюю творческую жизнь удалось выпустить пару десятков разных дисков. В самом свежем – 29 песен на стихи разных авторов – Ларисы Третьяк, Татьяны Поповой, Николая Милаша, Геннадия Львова и других. На хлеб (без масла и прочих изысков) зарабатываю, являясь вокалистом ансамбля «Славутич» при нашей музыкальной консерватории. Основу репертуара составляют народные, эстрадные песни, исполняем и мои композиции.
— А как вообще музыка и гитара пришли в вашу жизнь?
— Все начиналось со школьной влюбленности в творчество Высоцкого. Песни Высоцкого я лет с 12 начал петь. А в армии освоил три блатных аккорда и пришел со службы в 1989 году уже с двумя собственными песнями. Надежд, романтики было – выше крыши! Когда увидел афишу бардовского клуба при ДК «Шинник» «Сердце в чемодане», побежал туда! Руководитель клуба Николай Макаров отнесся ко мне бережно. Послушал, кое-что подсказал. Уже на втором занятии, когда я исполнил ряд своих песен (в том числе – и песню «Зима», которая поныне в моем репертуаре) сказал: «Растешь! Петь – твое призвание. Но знай – всю жизнь ты можешь быть непризнанным».
— Пророческая фраза!..
— Это еще что! Гораздо большим пророчеством я считаю встречу во время армейской службы. Я тогда задумывался над тем, чтобы остаться в армии и стать кадровым военным. И вот как-то в форме еду в трамвае в увольнительную. И один из попутчиков, мужчина с очень пронзительным взглядом, долго-долго смотрел на меня, а потом вдруг сказал: «И чего это ты в погонах?! У тебя совсем другое, большое и творческое будущее!».
— А какое-то музыкальное образование вы получали?
— До армии закончил музыкальную школу по классу фортепиано, после армии – музыкальное училище по классу вокала и духовых инструментов. Считаю, что для меня как вокалиста огромную роль сыграло обучение в Харьковской музыкальной консерватории у талантливого педагога, народного артиста СССР (одного из лучших в Союзе исполнителей арии Риголетто), профессора Николая Федоровича Манойло.
— Вы – лауреат, победитель многих песенных конкурсов. Каким званием вы больше всего дорожите?
— Одним из своих самых первых. В 1993 году в Тернополе проводился всеукраинский конкурс вокалистов. Я тогда учился на третьем курсе музучилища, и для меня это был первый конкурс такого серьезного уровня. Ну, спел я свою программу и пошел собираться домой. А буквально в коридоре меня перехватили организаторы: «Ты куда?! Тебя же признали лауреатом – тебе на гала-концерте выступать!». Это было приятное ошеломление. Мне по итогам конкурса предлагали с ходу во Львовскую консерваторию поступать. Может, ошибся, не приняв это приглашение…
— А кроме ансамбля «Славутич», были у вас возможности по-другому устроить профессиональную карьеру?
— Лет десять назад меня прослушивали в Национальном театре оперы и балета в Киеве. Однажды я отправил туда свою кассету с романсами, классическими песнями. Месяца через полтора из Национальной оперы позвонили: «Если хотите работать у нас – приезжайте на прослушивание». Окрыленный, помчался в Киев. Прослушивание мне устроил знаменитый хормейстер Лев Венедиктов. Судя по всему, мой вокальный диапазон ему понравился. «Я бы хотел вас взять, - резюмировал он. – Вот только вакансий пока нет, певцы-пенсионеры на заслуженный отдых не уходят. Ждите…».
— Слышал, что вы едва не уехали во Францию…
— Да, была история. Однажды я выступал в нашем Национальном горном университете. А там как раз гостил профессор Сорбонского университета Франсуа Тари. После моих романсов он растрогался: «Какой уровень! Какой голос! Приезжайте во Францию – я устрою вашу карьеру!». Мне бы бросить все, занять денег… Но тогда я был на полной мели, так и не поехал.
— Вы сотрудничали с Григорием Гладковым (автором знаменитой песни «Поспели вишни в саду у дяди Вани»), прослушивались у Николая Гнатюка…
— Я счастлив, что в моей жизни были такие яркие эпизоды. Многое в моей жизни не случилось. Но благодаря этому я понял, что в творческом смысле я – песенник-одиночка. Верю в то, что главные сюрпризы у меня – еще впереди.
— В какой самой необычной обстановке вам доводилось выступать? Может, в лихих 90-х перед «братками», в саунах с девочками?
— Бог миловал… Разве что уже покойному Султану Рахманову с его друзьями году в 1993-м давал персональный концерт. А из необычного… Помню, несколько лет назад в день памяти Владимира Высоцкого у меня было запланировано два концерта. На первом, проходившем в «Диораме», на гитаре лопается важнейшая третья струна. Доигрывал концерт на фортепиано. Приезжаю на второй концерт, спрашиваю о гитаре. И мне выдают инструмент… тоже без одной струны. Судя по реакции зрителей, сыграл на уровне.
— Как вам поется в наше страшное время?
— Непросто. Я никогда не думал, что буду современником войны. С одной стороны, я стараюсь своим творчеством помочь людям выйти из переживаний о нынешней ситуации, дать им светлые эмоции. С другой стороны, и жизнь современной Украины, переживаемая нашей страной трагедия тоже находят свое воплощение в творчестве. За 2014 год мной созданы десятки песен военной тематики. В том числе – на стихи Ларисы Третьяк («Фляга», «Волонтерочка», «Как мне хочется мира!» и другие), из этих песен планируем выпустить диск.
— А кто вас вдохновляет на творчество?
— Увы, не Муза. Бывшая жена не приняла мой образ жизни. А будущая Муза, наверное, где-то меня ждет на тропинках судьбы… В первую очередь, вдохновляет понимание и поддержка родителей – Александра Филипповича и Валентины Григорьевны (она тоже музыкант). Если бы не они, меня на 26 лет такой жизни не хватило бы… Но регулярные встречи со слушателями – это моя жизнь. Я не знаю, как жил бы без этих концертов. Настоящий певец должен петь всю жизнь!