Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

История днепропетровского аэропорта. Часть 1

По материалом книги Николая Мазина "Высокое небо" (краткий очерк об истории создания и развития Днепропетровского аэропорта, выпуск 2002 год, изд. "Сич").

Часть 1.

САМОЛЕТЫ РАСПРАВЛЯЮТ КРЫЛЬЯ

Молодое пролетарское государство укрепляет армию и воздушный флот. Самолётостроение постепенно наращивает выпуск отечественной авиационной техники. От старого строя Советы получили 1000 аэропланов (из них - 900 военных), 35000 человек личного состава, 34 авиационных предприятия, которые затем были национализированы.
В 1923 г. промышленность изготовила 150 самолётов, а в 1924 г. - более 200. Крылатый лозунг: "Трудовой народ, строй воздушный флот!" объединил в общество друзей воздушного флота (ОДВФ) около 3 млн. трудящихся. На их средства в течение пяти лет было построено 400 самолётов. Среди них: "Московский большевик", "Ивановский ткач", "Комсомолец Сибири", "Советская Беларусь", "Красный Баку". В Украине поднялись в воздух аэропланы "Незаможник", "Харьковский пролетарий", "Червона Украша"...

В 1925 г. Советский Союз отказывается от приобретения иностранной авиатехники. Гражданский воздушный флот страны начинает "становиться на крыло".
Создание гражданской авиации на Днепропетровщине, как и в Украине в целом, связано с развитием промышленности, сельского хозяйства, науки и техники в середине 20 - 30-х гг. Первые же сообщения о посадке самолёта в Екатеринославе опубликованы в газете "Голос солдата" от 24 февраля 1918 года, №33.
Лётчик Туренко прилетает с заказом из Одессы "на некоторые металлические изделия Брянскому заводу". Обратно он увозит на аэроплане "Анатра" корреспонденцию. Плата за место - два рубля, время в пути 3 часа 45 мин.
Этот перелёт был, по сути, "первым воздушно-почтовым рейсом России".

С 1921 по 1925 гг. через Екатеринослав выполнялись транзитные почтовые рейсы.

В 1926 году на трассе Одесса - Кривой Рог - Екатеринослав - Харьков открывается в Екатеринославе воздушная станция (ВС) "Укрповпряшлях": сперва в районе завода им. Карла Либкнехта, а затем - в поле на месте нынешней горбольницы №16. Начальником этой ВС и одновременно механиком становится Карпо Кириллович Лозовой. Рейсовые самолёты К-5, "Сталь-5", "Доронье" летают также из Киева и Донецка. В месяц перевозится до 30 пассажиров.

См. также Расписание воздушных рейсов через Екатеринослав, 1925 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОГО ОТРЯДА НА ДНЕПРОПЕТРОВЩИНЕ

Вторая половина 1932 года. На объединённом заседании Обкома Компартии Украины и Облисполкома принимается решение об организации авиаотряда связи. Обусловливалось это тем, что оперативную доставку газет, писем населению в 56 районов области можно было осуществлять только авиацией.
Первым командиром Днепропетровского отряда связи в сентябре 1932 г. назначается Карпо Кириллович Лозовой.
Таким образом, история становления авиационного отряда началась с четырёх самолётов и одиннадцати человек персонала: 7 лётчиков, 4 авиатехника. Интересная деталь - лётчики были облачены в морскую форму.
Бурное развитие авиации, поступление отечественных самолётов К-5, П-5, АНТ-9, "Сталь-3", У-2, расширение авиалиний большой протяжённостью потребовало серьёзного наземного оснащения, строительства аэропорта, оборудования новых посадочных площадок.

Отряд перебазируется в Подгородное и объединяется с аэропортом, который начал здесь строится уже в 1930 г.
Реорганизация трёх Акционерных Обществ - российского "Добролёт", украинского "Укрвоздухпуть" и Закавказского "Закавиа" в 1930 г. во Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота (ВО ГВФ) - укрепила, централизовала управление и дальнейшее развитие гражданской авиации.
В феврале 1932 г. ВО ГВФ преобразуется в Главное управление гражданского воздушного Флота (ГУ ГВФ) - "Аэрофлот" при правительстве СССР.

Авиация на Днепропетровщине набирала силу. Окрепла техническая база. В эксплуатации в 1934 г. было уже 8 отечественных самолётов, а штат Объединённого Авиаотряда в Подгородном составлял 86 человек.
Впервые в СССР открылись внутренние линии по доставке газеты "Зоря" по области и агитационному обслуживанию машинно-тракторных станций (МТС). Газета "Гудок" берёт шефство над Днепропетровским авиаотрядом и ему приказом ГУ ГВФ от 20.08.1933г., №446 присваивается имя газеты Гудок.

Жизнь ставит новые задачи перед малой авиацией. Лётчики занимаются аэросевом, опылением плавней и водоемов от личинок малярии, борьбой с сельхозвредителями, "укрывают" опылением сады от заморозков. Причём, лётчики Владимир Вдовин и Виктор Киселёв выполняли эту операцию даже в ночное время и спасали сады от гибели.

Виртуозность, мастерство, мужество лётчиков на этих аэропланах вызывают восхищение. В феврале 1935г. в Азовское море на 60 км унесло льдину с рыбаками вместе с баркасом и снастью. Шесть суток от них не было вестей.
И вот, два самолёта, пилотируемые Виктором Киселёвым и Петром Долгополовым, обнаруживают льдину размером 150 на 200 метров, совершают пять посадок и снимают с неё шестерых больных и обмороженных рыбаков. Облисполком наградил лётчиков за эту операцию квартирами в новом доме.

27 апреля 1935 г. Днепропетровскому авиаотряду газеты "Гудок" присваивается номер "213-й авиаотряд спецприменения", а в июне того же года номер изменяется на "214-й".

1937 г. - в авиаотряд вливаются "лётчики-стопятидесяти-тысячники" - выпускники лётных школ страны. Увеличиваются объёмы работ: обслуживание пассажиров, грузов, опрыскивание садов и сельхозутодий, опыление водоёмов, перевозка фруктов, аренда и спецрейсы, санитарные полёты, катание населения над городом... Самолёт входит в повседневную жизнь народа как быстрый и удобный вид транспорта.

См. также Расписание авиарейсов через Днепропетровск, 1937 г.

Отстраивается аэропорт Подгородное: выросло служебное здание с помещением для пассажиров, автобаза, радиоцентр, санчасть, склад ГСМ, ангар. Прибавилось и количество самолётов.

Серьёзное внимание начинает уделяться наведению порядка, организации и укреплению дисциплины среди личного состава.

Обеспечение безопасности полётов становится основой деятельности гражданской авиации. Своей надёжной работой такие мастера лётного дела, как пилоты В.С. Киселёв, И.С. Носов, А.С. Белецкий, И.Е. Козюра, В.И.Вдовин, В.Е.Дмитриев, А.А.Алиев, М.М.Мельник; авиатехники И.Г.Королёв, Л.Н.Ткаль, Н.И.Блюм, И.Г.Быстров, А.П. Эйвич укрепляли авторитет и признание авиации в глазах населения. Это было очень важно, так как над каждым гражданином страны уже нависала тревога...

ВОЙНА!

41-год. Весна... В аэропорту Подгородное размещается вновь организованная учебная эскадрилья №11 для подготовки лётчиков. Авиаотряд вливается в 87-й отдельный авиаполк ГВФ, а эскадрилья перебазируется на восток.
"Юго-западная особая группа ГВФ была создана из личного состава Одесского, Днепропетровского, частично Полтавского подразделений ГВФ. Только за июнь-июль 1941г. пилоты авиагруппы перебросили к линии фронта 110 тонн военных грузов, совершили сотни связных полётов, приземляясь непосредственно у огневых позиций наземных частей" (А.М. Горяшко, "Гражданская авиация Украины", Киев, 1982г., стр. 37).
Лётчики доставляли на фронт боеприпасы, вооружение, вывозили в тыл раненых, участвовали в воздушно-десантных операциях, летали к партизанам.
Война заставила "подгородян" перейти на казарменное положение. Уже в июле на аэродроме базировалось около двадцати бомбардировщиков ТБ-3. Здесь к ним подвешивались мешки с закреплёнными парашютами, а затем, ночью, лётчики сбрасывали упакованное снаряжение, продовольствие, боеприпасы на передовой линии фронта.
В конце августа работники аэропорта эвакуировались в Харьков. Поступившая команда по уничтожению сооружений аэропорта осталась невыполненной, так как в аэропорту разместились части Красной Армии.
А на фронте в это время вчерашние гражданские лётчики включились в боевые действия с врагом.
Всю войну командир звена капитан Григорий Бондаренко сражался в грозном небе. Награждён четырьмя боевыми орденами. Освобождал Киев. Войну закончил в Берлине. После Победы вернулся в родной аэропорт и ещё 15 лет летал в отряде спецприменения.
Пётр Гавриш в 1941г. ещё обучал лётному делу молодых пилотов. Сумел "вырваться" на фронт. Боевые вылеты следовали один за другим. Его несколько раз ранило. Остался жив. Награждён боевыми орденами. Вернулся с победой. И снова самолёт ветерана закружил над колхозными полями.
Добрую память о себе оставил "Крылатый хлебороб" Пётр Гавриш во многих сёлах Украины и России.
Отвагу, мужество, любовь к Родине, огромное желание
победы над фашистами несли в себе днепропетровские авиаторы А.С. Белецкий, Н.И. Горбу ля, Л.Н. Иванов, М.М. Мельник, Н.Г. Павлов, В.А. Ялынич, С.Т. Виноградов, В.И.Бондаренко, И.П. Кумпаненко, Л.М. Ткаль, И.И. Кравченко, И.Г.Черевко... Они выстояли. Они победили.
И после войны жизнь многих ветеранов до последнего дня была связана со своей колыбелью - аэропортом Подгородное, лётным отрядом.
Ветераны войны! Наша гордость. Наша слава. Наша боль...
Нет такой возможности в этом кратком рассказе назвать каждого из них.
Но пока последний внук последнего ветерана будет жив, память об их подвиге во Второй мировой войне неистребима.

ПОДГОРОДНОЕ. ВОЗРОЖДЕНИЕ АВИАОТРЯДА

В октябре 1943-го Днепропетровск освобождается от немецких захватчиков. Аэропорт разрушен. Обломки фундамента, изрытый воронками аэродром, люди в землянках...

В 1951 г. строится существующее аэровокзальное и штабное здание. Возрождается 214-й авиаотряд спецприменения. Работы выполняются самолётами ПО-2. С 1954г. начинает поступать новая техника - самолёты АН-2. Все последующие годы наращиваются темпы авиационно-химических работ и пассажирских перевозок на местных воздушных линиях (МВЛ).

Восемь внутриобластных аэродромов (Никополь, Котовка, Павлоград, Гупаловка и др.) отправляют самолётами до 20 тыс. пассажиров в год (сведения 1970 года).

Пик производства отрядом авиационных работ приходится на 1982 г. Налёт применения авиации в народном хозяйстве (ПАНХ) составляет 114 тыс. часов, обработка сельскохозяйственных площадей - более одного миллиона гектаров. Число работающих на АХР самолётов достигает сорока единиц.

В областях Украины, России, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, а также в Германии, Румынии, Болгарии, Польши, Венгрии помнят и с благодарностью отзываются о высоком профессиональном мастерстве "воздушных хлеборобов": пилотов, инженеров, авиатехников. Среди них: Н.И Горбуля., К.Г.Жмайлов, И.Е. Полетаев, В.П. Тарасенко, М.А. Жарулов, И.Ф. Терещенко, А.Б. Агафонов, И.Г. Голубничий.
Многие годы этим достойным коллективом авиаотряда успешно руководили командиры А.Г. Матвеев, П.И. Зозуля, И.Д.Ареш-кович, К.А. Зотов, Н.К. Казакевич, Г.В. Бондарев, Ю.Я.Федько, А.Н. Паникаревич.

Подытоживая краткий рассказ о создании и развитии авиационного отряда ПАНХ аэропорта Подгородное, нельзя не отметить, что "крылья" этого коллектива всегда были на подъёме. Лётный отряд спецприменения входил, наряду с Криворожским аэропортом, в состав Днепропетровского объединённого авиаотряда (ДОАО). Это крупное в Украине авиационное объединение успешно решало единую задачу: удовлетворение народного хозяйства и населения страны в услугах авиационного транспорта.

Часть вторая

История города:

Міський сад (парк Глоби),
1840-1920 гг.
serega_82
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте