«Выставка устроена хорошо, — записал 13 сентября 1910 г. в своем дневнике известный украинский общественный деятель, издатель первой ежедневной украинской газеты “Рада” Евгений Чикаленко, который специально приехал из Киева и остановился у Дмитрия Яворницкого, — много на ней интересного.
Публику больше всего интересовал построенный посреди выставки “украинский хутор”. Действительно, рядом со всякими роскошными павильонами стоит обычнейший крестьянский двор, до наименьших мелочей верный действительности: изба с полным убранством, колодец с журавлем, огород с картофелем, подсолнухами и т.п., огороженный самым обычным плетнем из лозы. Одним словом, полная иллюзия», — писал Евгений Чикаленко.
Особенно Чикаленко понравилось, что «с обеда на этот хутор приходил слепой кобзарь Пасюга, садился на завалине, а вокруг него собиралось народу, будто на свадьбу на селе».
Кому же пришла в голову идея украинского хутора на выставке? За два месяца до открытия выставки в Екатеринославе Дмитрий Яворницкий получает письмо из Полтавы. Писал ему украинский историк и статистик, этнограф и литературовед Лев Васильевич Падалка.
В своем письме от 27 апреля 1910 года он извещал Яворницкого, что Полтавское земство активно участвует в подготовке к екатеринославской выставке, хоть ассигнованные земским собранием средства для участия в выставке ограничивали возможности Полтавской губернской управы.
Нужно сразу отметить: у идеи размещения украинского жилища на выставке были как сторонники, так и противники. Дмитрий Иванович Яворницкий делал все от него зависящее, чтобы идею украинского хутора претворить в жизнь. Тем более что председателем распорядительного комитета выставки был губернский предводитель (маршал) дворянства князь Николай Урусов.
Незадолго до того, в 1902-1906 годах, князь Урусов был полтавским губернатором и, наконец, имения князя были в тогдашнем Новомосковскому уезде — селе Ундол-Степановке Котовской волости и селе Паньковке. По идее Яворницкого, вся выставка должна была быть оформлена в украинском казацком стиле. Дмитрий Иванович также был экспертом кустарного отдела выставки. Но в конце концов победила концепция архитектора выставки, гражданского инженера, поляка Франца Вышинского, утвержденного в должности архитектора выставки 10 октября 1909 года. Тот смог убедить князя Урусова, что выставка внешним видом должна была бы напоминать о «екатерининском», а не украинском запорожском стиле.
Поскольку определение «кустарная» было вынесено даже в название Екатеринославской выставки 1910 года, то естественно, что кустарный отдел выглядел очень веско. Кстати, впервые кустарный отдел на выставках в Российской империи был устроен Московским губернским земством на художественно-промышленной выставке в Москве 1882 года.
Заведующим кустарным отделом екатеринославской выставки был еще один приятель Дмитрия Яворницкого, председатель Екатеринославской уездной земской управы Сергей Альбертович Бродницкий. В начале организационного периода он обратился к сельскохозяйственным обществам и кустарно-ремесленным заведениям всех губернских управ, которые должны были принять участие в выставке, и уездных управ нашей губернии с особенным докладом и просил ассигновать специальные суммы на организацию своих кустарных отделов на будущей выставке. К сожалению, невзирая на эту большую информационную работу, ответы были получены от очень немногих заведений.
В конце 1909 года началась рассылка программ и такс кустарям и ремесленникам России. До конца февраля 1910 года было разослано 10 000 экземпляров необходимого материала. К тому же в начале весны 1910 года сотрудник кустарного отдела А. А. Петров лично объездил некоторые центры кустарной промышленности в Таврической и Херсонской губерниях, куда из-за нехватки адресов приглашения не посылались, и посетил также ярмарки и большие базары в Полтавской, Киевской и Харьковской губерниях. Следовательно, как видим, была проведена капитальная подготовительная работа.
Чтобы привлечь на выставку побольше кустарей и ремесленников, распорядительный комитет предоставил С. А. Бродницкому право освобождать малоимущих экспонентов от платы за места.
Кустарно-промышленный отдел находился в главном павильоне, который располагался на территории современного парка имени Л. Глобы, и занимал его левое крыло и весь верхний этаж. Количество экспонентов кустарного отдела достигало 500 человек.
Как отмечал автор статьи «Кустарные промыслы и ремесла» (на выставке 1910 года), сотрудник Екатеринославского краевого музея им. Поля Павел Евграфович Дерябкин, кустарно-ремесленный отдел с самого начала выставочной организации был предметом особенного внимания распорядительного комитета. Ибо Екатеринославское земство, в отличие от агрономии или народного образования, правильной кустарной политики на то время не имело. Практика других, более опытных относительно улучшения кустарных промыслов земств показывала, что, кроме прямого влияния на улучшение промыслов, большой вес имеют непрямые мероприятия — организация кустарных музеев, статистико-экономические исследования промыслов, издание альбомов, чертежей, организация кустарных выставок.
Вот почему выставка в Екатеринославе имела для кустарей восточной Украины более серьезное значение, чем для большого промышленника.
Организаторы кустарного отдела решили использовать приезд ремесленников на выставку в своих целях: им хотелось путем живой анкеты, опрос самих мастеров выяснить потребности южнороссийской кустарной промышленности. С этой целью был организован съезд кустарей, который, равно как и весь кустарный отдел, вызвал со стороны Главного управления землеустройства и земледелия большую заинтересованность и щедрую поддержку. На съезд (который, следует отметить, не достиг своей цели) оно отправило своего представителя, а для ознакомления с кустарным отделом — сотрудника П. И. Воронкова и художницу Марию Николаевну Дитрих для сбора рисунков гончарных изделий южных губерний России.
Анализируя проведение выставки, организаторы признали некоторые недостатки в работе отдела. Так, допущенная мелкая торговля внесла базарную суету и создала обстановку, которая исключала всякую возможность внимательного изучения выставленного материала. Кроме того, в отделе совсем отсутствовала научная часть, в частности литература по кустарному делу.
Заметнее всего от Екатеринославской губернии в кустарном отделе выставки 1910 года было представлено Новомосковске земство. Изделия были выставлены от 116 кустарей.
Наиболее широко распространенным ремеслом в Новомосковском уезде было тогда ткачество. Так что на выставке были представлены дорожки и ковры, а также вышитые мережкой и цветными нитками полотенца и скатерки, которые были по достоинству оценены экспертной комиссией. Хотя работы и были ординарны, но в них отражалась любовь к труду. Отдельные образцы носили на себе отпечаток, привкус родной Украины, на что этнограф всегда обратит внимание. Не меньшую заинтересованность вызвали выставленные шерстяные женские зипуны и головные платки. На последние, наверное, повлияли город и мода. Также от Новомосковского земства выставлены были кровельная черепица и образцы домашней посуды, крашеные лари, крестьянские шоры и немецкая упряжь. Были и отдельные экспонаты из кустарного сельскохозяйственного машиностроения, в частности несколько плугов, сложная борона и пахота.
В результате новомосковским кустарям на выставке 1910 года было присуждено 40 наград.
От других земств и уездов на выставке были представлены модели сельхозорудий, мельниц и домов; брички и экипажи; слесарно-кузнечные изделия; деревянные изделия и домашняя утварь из жести; образцы вышивок, скатертей и полотенец; плетеные корзины; ученические рисунки и тому подобное.
Но, конечно, наиболее интересным и самым богатым представителем мелкой сельской промышленности в кустарном отделе было Полтавское губернское земство с ремесленным училищем, Миргородской художественно-промышленной школой имени Н. В. Гоголя, и 27 учебными мастерскими. Это земство тогда занимало первое место по развитию кустарных промыслов в Российской империи. Свою деятельность в этом направлении оно сосредоточивало на насаждении среди сельского населения профессионального образования и на работе целого ряда показательных мастерских.
Интересно было посетить отдельный павильон, построенный средствами тюремного ведомства, где собрали работы заключенных из 22-х разных мест лишения свободы и экспонаты главного тюремного управления. За рационально поставленное обучение заключенных полезным ремеслам экспертная комиссия по кустарному отделу присудила девять наград, в том числе малые серебряные медали Екатеринославскому исправительному отделению и Екатеринославской губернской тюрьме.
Были на выставке и заграничные экспоненты, которых насчитывалось шестеро. Лучшими оказались филигранные и мозаичные изделия Е. Гюмпфнера из Вены. А японец Иокай не экспонировал свои изделия, а открыл торговлю ими в отдельном павильоне. Огромный выбор всевозможных японских безделушек привлекал к себе массу публики, и, невзирая на высокие цены, торговля ими шла достаточно бойко на протяжении всей выставки.
Кустарный отдел екатеринославской выставки 1910 года дал достаточно материала для изучения кустарных промыслов, но он много проиграл от того, что не было системы и недоставало научной части и именно тех губерний, о которых меньше всего было кустарно-статистических и других данных в литературе.
В конце работы выставки, 1 октября 1910 года в Екатеринославе увидел мир первый номер украинского периодического издания «Дніпрові хвилі». В нем была напечатана статья «Как представлена Украина на выставке в Екатеринославе». Автор скрылся за инициалами «М. С.» Скорее всего это был 25-летний Николай Стасюк — в будущем член первого правительства независимой Украины. По его мнению, «украинский элемент на ней (выставке) представлен не очень обильно». Но, невзирая на безразличие организаторов и инертность украинского общества, внимательный посетитель мог добыть на ней определенные сведения об Украине, прежде всего посредством витрины «Украинской прессы», «Общества «Просвещение» и витрины бывшей «Киевской древности». Наибольшие слова восторга у автора вызвала коллекция ткацких и керамических изделий из Полтавщины: «Прекрасная коллекция этих изделий берет на себя глаза (сохранена грамматика первоисточника. — Н.Ч.) красотой и нежностью рисунка, выдержанностью украинского стиля... Глядя на отдел полтавского земства, украинец с гордостью видит, что уже и сейчас можно убрать покои самой зажиточной усадьбы в украинском стиле».
Николай Стасюк выразил и ряд критических замечаний: «На выставке есть двор, который должен был показывать украинскую крестьянскую культуру, но устроен он как-то случайно, без определенного плана, и из-за этого в организации его заметно много дефектов относительно соблюдения украинского характера. Устроители выставки не позаботились обставить избу, и поэтому должно было на себя взять это дело полтавское земство. Несмотря на все свои дефекты, изба или, как ее называют, „хутор” привлекает к себе публику, — это самое любимое место и, тем более, что там поет по праздникам кобзарь Степан Пасюга».
Таким образом, украинцы Полтавы и Екатеринослава стремились совместными усилиями создать на выставке 1910 года в Екатеринославе украинский хутор, как можно лучше представить народные промыслы Восточной Украины. В известной мере это им удалось. Оценки сделанному даны разные — от восторженных до позитивных с критическими замечаниями. Но в любом случае неоспоримым фактом является то, что наибольшая выставка ХХ века в Екатеринославе таки сыграла свою позитивную роль в пропаганде народного искусства украинцев.
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
, 1840-1920 гг. |