Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Не унывай, старый трамвай!


Один из первых трамваев на улицах Екатеринослава

Трамвай в пос. Амур, ул. Каруны, маршрут №6

Угол ул. Госпитальной (Ширшова) и просп. Карла Маркса

Городские улицы
Летом днепропетровскому трамваю исполнится 117 лет.

Старый трамвай, не унывай!
Не подводи ты пока что итога,
Ведь там и тут все тебя ждут как всегда.
Слышишь, поют провода?
Только летят годы назад...

Я, днепропетровский трамвай, родился в 1895 году благодаря франко-бельгийскому трамвайному обществу. Когда иностранные гости заглядывали в наш Екатеринослав, видели, что промышленность развивается, город растет, и решили – пора бы уже по этим улицам проложить рельсы. Был заключен договор о строительстве Екатеринославской городской электрической железной дороги – да, именно так меня назвали при рождении. В следующем году по мостовым побежали первые рельсы, а в новом депо появились первые хозяйственные постройки. Со временем французы сдали свои позиции и продали все акции бельгийцам, которые переименовали конструкторское общество в «Бельгийский трамвай».

Екатеринослав стал третьим в Российской империи городом, где открыли трамвайное движение. 14 июня 1897 года я вышел в свет. Шесть зеленых вагончиков, построенных компанией «Ганс и Ко», покатили по маршруту Вокзал-Соборная площадь (ныне Октябрьская) с интервалом в 15 минут. Сейчас этот трамвайный маршрут совершенно справедливо называется «первым». Еще четыре трамвайчика возили пассажиров от пароходной пристани, нынешнего Речпорта, до Большой Базарной площади (ул. Чкалова). Столько же вагонов пустили курсировать от вокзала к улице Иорданской (ул. Шолом-Алейхема).

Мои бельгийские родители однажды попробовали отдать меня в руки местных предпринимателей. Первый директор Александр Коган всего полгода смог заботиться обо мне как следует. Транспортная новинка радовала горожан, но большой прибыли не приносила. Но когда директором стал месье Комбье, затраты бельгийцев наконец-то стали окупаться. Комбье повысил цены на проезд, уменьшил зарплату кондукторов и вагоновожатых, прекратил безалаберность в рабочем коллективе, введя штрафы за нарушение должностной инструкции. Деньги так и потекли в кошельки акционеров, что, конечно, не прошло незамеченным для городских властей. Тем более, городской управе бельгийцы «отстегивали » всего 2 % от прибыли. И вместо того, чтобы договориться, власти запретили строительство новых линий и начали планировать запуск собственного «городского» трамвая. Так в 1906 году у меня появился брат, как две капли воды похожий на меня. Только одежка у него была другая – не зеленая, а красная. Его маршруты пролегали по заводскому району – по нынешней улице Шмидта и Пушкинскому проспекту к Брянскому заводу (завод им. Петровского) и к улице Казанской (ул. Карла Либкнехта).

Еще один младший брат появился у меня в 1910 году, когда в Екатеринослав на сельскохозяйственную выставку съехались гости со всей губернии. Для развлечения приезжих частные предприниматели инженер Вышмак и братья Левины построили трамвайчик в городском саду, который вы называете парком Глобы. Поезд из четырех открытых трамвайных вагонов катал люд по саду, и свежий летний ветерок ерошил волосы кавалерам и сдувал шляпки с дам… Эх, чудные были времена! Мы с братьями и сами рады были летать по городу, помогая людям в их важных делах, и немалую прибыль родителям приносили.

Но счастье не бывает долгим. Назревали смутные времена... Семнадцатый год отразился и на жизни мирного трамвая. В обоих трамвайных парках вагоновожатые и ремонтники работали не в полную силу, и платили им мало. Ни руководство, ни рабочие не хотели уступить. Бельгийцы изучили картину, решили в революцию не ввязываться и покинули город, оставив меня в неизвестности. Три следующих года мне и вспоминать больно. Никому я не был нужен, вагоны и оборудование трамвайных парков пришли в негодность, даже пути заржавели без человеческой ласки. И только в 1921 году люди взялись за ум. Воскрешали меня всем городом, под руководством трамвайщиков-энтузиастов. И уже в 1924 году открылась новая линия от окраины города до Брянского завода. Теперь благодаря мне рабочие быстро и удобно добирались на службу!

Вскоре появилась необходимость в новом виде транспорта – трамваев и извозчиков не хватало для растущего города. Через железнодорожный мост пустили автобусный маршрут.

Я становился сильнее и больше вместе с Днепропетровском. Новые маршруты прокладывали в рабочие районы, прошивали путями центральные улицы, чтобы расширить сообщение. И вот, в 1932 году, я отпраздновал свое второе рождение: первая ширококолейная трамвайная линия соединила вокзал с поселком им. Фрунзе. Все заводы перестали выпускать узкоколейные вагоны, и горсовет решил перешить мои старые рельсы на новый лад.

При И. Сталине я сам, конечно, не пострадал, но многие мои ремонтники и вагоновожатые ушли вникуда, атмосфера в парках была более чем напряженная. Одни боролись за относительную свободу, другие – за стахановские рекорды… И наконец-то трамвайщики получили официальный статус – им стали выдавать трудовые книжки.

А вот в годы Великой Отечественной войны я отправился в вынужденный отпуск. Кондукторы и строители героически уходили на фронт, водить меня стало некому. Оккупанты делали со мной, что хотели – переносили рельсы с одной линии на другую, переделывали электрические коммуникации. А неугодных им вагоновожатых просто расстреляли. Освободители тоже «наградили» меня шрамами: в 1944 году победоносный марш Советской армии стер с лица земли одно из моих депо. В послевоенное время я восстанавливался, потихоньку зализывал раны благодаря самоотверженности и силе духа днепропетровцев, которые не теряли надежды и не оставили меня умирать в руинах.

В 1947 году моя семья пополнилась троллейбусом, и людям стало не так тесно в моих вагонах. Первые «рогатые» ездили от вокзала к улице Баррикадной. Запущен этот маршрут был 7 ноября 1948, сразу после праздничной демонстрации.

Пятидесятые годы были для меня белой полосой. Сеть маршрутов расширялась, появлялись новые троллейбусные линии, а в 1958 году трамвайщики обзавелись собственным печатным органом – многотиражкой «Электротранспортник ». Люди наконец-то догадались вести летопись моей жизни, такой бурной и богатой событиями. В 1960 году из моих вагонов начали исчезать кондукторы – то ли для экономии средств, то ли в дань моде на самообслуживание.

В 1968 году у нас появилась маленькая сестричка – подвесная канатная дорога, которая, по сути, стала скорее аттракционом, чем транспортом. Но добираться из парка им. Шевченко на Комсомольский остров и обратно приятнее всего было именно на ней. Кому не хочется ощутить себя птицей в поднебесье, глотнуть свежего воздуха над днепровскими волнами, поглядеть на родной город с высоты? Немало радости принесла она и взрослым, и детишкам, гуляющим в популярном парке.

Разрушение Союза, начавшееся через 30 лет, затронуло и меня. Все достижения коллектива трамвайного хозяйства могли оказаться бессмысленными, ведь городские власти больше не заботились о коммунальных предприятиях. Жизненный уровень электротранспортников снизился, зарплаты стали меньше. А цены быстро росли из-за инфляции и нестабильной экономики. Но вскоре город понял, что без меня ему придется туго – именно трамваи и троллейбусы обеспечивали основное сообщение между всеми районами Днепропетровска. В 1993 году, в процессе построения нового общества, чиновники попробовали сделать проезд на электротранспорте бесплатным. Но эксперимент не прижился, и уже через год граждане снова стали покупать билетики. Было открыто 600 новых рабочих мест – мне ведь нужны кондукторы!

Через три года инициативный горсовет провел новый эксперимент – открыл троллейбусные маршруты, работающие как маршрутные такси. Все более менее новые троллейбусы работали на этих линиях, и проезд стоил вдвое дороже. Но людям эта идея не понравилась, и вскоре «рогатых» вернули к обычному режиму работы.

И вот, в 1997 году, мне исполнилось 100 лет! К празднику по первому маршруту пустили два ретро-трамвайчика, которые до сих пор с ветерком возят днепропетровцев от вокзала до ЦУМа в жаркие летние дни. Тогда я и ощутил, что старею, и мое место в транспортной инфраструктуре и в сердцах горожан занимают молодые да ранние маршрутки… Все трамвайное хозяйство стало сокращаться, даже территории депо продают предпринимателям. На электротранспорте теперь ездят только «пионеры и пенсионеры»… Но я надежды я не теряю. Пока наш город наводняют студенты, которым всегда больше по душе весело гремящий недорогой трамвайчик, я буду жить!

Рассказ городского трамвая записала Ирина Стародубская

Ссылки по теме:

История города:

Фото Дніпра Всеволода Лемпера, післявоєнні роки,
1920-1940 гг.
Плескановский Олег
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте