Это событие не имело бы никакого значения для города, не стань сад в 1790-х собственностью Екатеринославской Казенной Суконной фабрики и не окажись он из-за этого в ведении имперской бюрократии. Именно благодаря твердости и непоколебимости неизвестных чиновников, стоящих на страже казенного интереса, стало возможным образование в центре города площади, создание которой не предусматривалось ни одним из его проектных планов.
Планами города Екатеринослава, разработанными в начале ХІХ в., исправление границ сада предполагалось в обязательном порядке. Особенно серьезным недостатком считался выступ в северной части глобовского участка. Он мешал продолжить Большую улицу, сохранив заложенную Иваном Старовым сорокасаженную ширину. В идеале, то есть в проектах, этот выступ ликвидировался, Большая получала должную ширину, а против сада появлялась новая площадь.
В реальной жизни эти проекты утверждались, и в соответствии с ними уже с 1805г. шло создание новых кварталов. Появилась даже площадь, созданная вокруг губернского острога (от современных ул. Ю. Словацкого до Скориковского пер. и от пр. Карла Маркса до Лечкомиссии) и, соответственно, названная Острожной. А вот с расширением Большой вышла накладка. Чиновники так и не уступили часть сада, необходимую для этого, и главная улица города, минуя Острожную площадь, резко сужалась.
Это серьезно противоречило принципам классицизма, но горожан подобное пренебрежение каноами отнюдь не смущало. Они его, собственно, даже и не замечали, так как в городе, «похожем на голландскую колонию», и без того было на что посмотреть. Так, в 1887 г. екатеринославский старожил Порфирий Яненко вспоминал, что в 1841г.: «По Екатерининскому проспекту от моста представлялась пустыня, только замечался дом директора фабрики Смирнова (сегодня пр. К. Маркса, 98)... винные громадные подвалы откупов, дом доктора Масловича и небольшой домик на месте, где ныне дом гофмейстера Алексеева (пр. К. Маркса, 7 6 и 78-А), затем — острог на Качальной площади, похожий больше на подвал, с другой стороны — казенный сад; а улица представляла самый безобразный вид: постоянная грязь невылазная, где вчастую кареты останавливались и их вытаскивали с пассажирами волами».
Плохая застройка района в некоторой степени компенсировалась обилием садов, крупнейшим из которых был Казенный Верхний сад. Уже в 1805г. указом Александра I герцогу Ришелье приказано было сад «обратить для развития систематического садоводства в плантациях фруктовых и редких деревьев и растений». Однако указ начал исполняться только с 1817 г., когда заведовать садом стал С. X. Контениус, основавший на его базе Помологическое общество и училище садоводства. Наибольшего расцвета сад достиг в 1840-х гг. В нем было более 200 000 лесных и садовых деревьев, более 23 000 кустарников, 5 000 цветов и 12 000 других растений. После смерти последователя Контениуса садовода Гуммеля сад и училище довольно быстро пришли в упадок. В 1858 г. училище садоводства было закрыто. Сад разделили на Городской и Технический. В 1860-х гг. участки по периметру обоих садов были проданы под застройку (в среднем, цена одного участка колебалась от 500 до 900 руб.).
Как ни медленно текла жизнь Екатеринослава в XIX в., за полвека изменения в этой части Проспекта были значительными. В 1840-х гг. закрыли острог. Площадь, главным украшением которой он был, стали использовать для организации народных гуляний, переименовав ее в Качельную. При этом площадь значительно уменьшилась в размерах. Одна ее часть, примыкающая к современному Скориковскому переулку, была тихо и незаметно «экспроприирована» горожанами под свои усадьбы. Другая, занятая Фабровским бульваром, по которому «чистая публика» могла прогуливаться от центра города до входа в Верхний сад, отошла под Екатерининский проспект.
Менялась и застройка. Деревянные и мазанковые дома постепенно заменили каменные. В начале 1870-х гг. на участке, дополнительно выделенном из территории Городского сада, строится здание Костела. Несколько позже рядом с ним начинает работать бесплатная школа Общества попечения о женском образовании, которой Английским клубом, тогдашним арендатором сада, было уступлено 12 соток земли с деревянным домом.
В 1880-х гг. от Городского сада до вокзала протянулись одинарные бульвары с мостовыми по бокам. Разные по ширине и структуре бульвары двух частей Проспекта объединить оказалось невозможно, и между ними оставили обширное пустое пространство, которое и получило полуофициальное название — «площадь у Городского сада». В конце XIX в. площадь серьезно благоустраивается: создается булыжная мостовая, цветник с фонтаном, линия трамвая. Постепенно исчезают частные сады, вытесняемые домами самых разных размеров и назначения.
Трехэтажный дом Ильева с магазинами и отелем «Континенталь» (пр. К.Маркса, 72), соседствовал с двухэтажным доходным домом, который в 1910 г. был перестроен под техническую контору Эмиля Вюрглера. За одноэтажными особняком и конторой Тиссена возвышалась его же шестиэтажная вальцевая мельница (пр. К. Маркса, 74). Рядом с мельницей (пр. К. Маркса, 76-А) стоял особняк гофмейстера Алексеева — один из самых роскошных в городе, а сразу за ним находился комплекс дома миллионера Мины Копылова с его собственным особняком, частным скетинг-ринком (катком для катания на роликах), типографией и редакцией газеты «Приднепровский край».
Екатеринославское общество попечения о детях, договорившись с Министерством земледелия и государственных имуществ, получило в свое распоряжение крупный земельный участок в Техническом саду. В 1900 г. Общество построило здесь гимнастический зал для учащихся, который почему-то сразу получил сцену, партер, ложи, балкон и название «Зимний театр». В 1907г. этот зал капитально перестраивается по проекту архитектора Ф. Ф. Булацеля и уже окончательно становится крупнейшим в городе театральным залом. Вслед за Обществом попечения о детях строится и Общество попечения о женском образовании, которое в 1909-1910 гг. возводит новое четырехэтажное здание бесплатной школы (пр. К. Маркса, 93).
Последним зданием дореволюционного периода стал скетинг-ринк на территории городского сада. Город надеялся на серьезные доходы от этого заведения, но мода кататься на роликовых коньках прошла, и уже в 1914 г. в здании был открыт Художественный музей, а позднее его использовали как театральный зал. Последним же сооружением эпохи стала пышная арка на входе в Городской сад, решенная в стиле «ампир» и законченная уже в 1920-е гг.
В начале XX в., несмотря на достаточно скромный облик, значение площади в жизни города возрастает. Единственная уцелевшая площадь в нижней части проспекта становится одним из центров общественной жизни, местом проведения как про-, так и антиправительственных митингов и демонстраций — неотъемлемой части политической и общественной жизни тех лет. Революция значительно усиливает новую роль площади, а советская власть, с ее любовью к массовым мероприятиям, закрепляет эту роль надолго.
«Зимний театр», начиная с 1917 г., становится Дворцом съездов города и губернии (округа, области). Бесплатная школа Общества попечения о женском образовании с августа 1922 г. полностью передается профсоюзам и становится Дворцом труда. 21 января 1925 г. на площади был открыт первый в городе памятник В. И. Ленину, выполненный скульптором Теннером. С этого момента площадь начинают называть «площадь им. Ленина» и считать главной площадью города, хотя официально ни название, ни статус площади закреплены не были. О ее возросшем значении свидетельствует и тот факт, что в 1927 г. решением горисполкома из-за транспортных проблем при обслуживании в праздничные дни закрывается Госмельница № 3 (бывшая Тиссена). Мельница была передана школе ФЗО мукомолов, а с 1933 г., после строительства нового четырехэтажного учебного корпуса, сюда переводится мукомольный техникум из Павлограда.
Генпланом г. Днепропетровска 1933 г. предусматривалось создание новых парадных площадей, и, в перспективе, площадь им. Ленина должна была утратить статус главной площади города. Формально площадь была лишена статуса главной сразу после принятия Генплана. В 1933 г. решением Обкома ВКП(б) демонтируется памятник Ленину, так как, по мнению властей, ни размеры, ни расположение, ни застройка площади не соответствуют значению памятника. А 2 августа 1936 г. площади присваивается имя Максима Горького, чем явно подчеркивается ее второстепенное значение. Однако военные парады и демонстрации по-прежнему продолжают проводить именно здесь.
Недостатки застройки на время проведения торжеств стремились исправить гигантскими декорациями. Так, к 1 мая 1934 г. на площади построили трибуну на 300 мест на фоне громадного портрета Сталина. «Триповерховий будинок на розі пр. К. Маркса та Яковлевського скверу (пр. К. Маркса, 72) буде весь закритий монтажем, що відбиватиме перемоги генеральної лінії партії. Від цього будинку до Скориковського провулку розгортається монтаж з плакатів і макетів, що відбуватиме тему реконструкції нашого міста. Цікаво задумано оформления групи будинків від Скориковського провулку до редакції «Зоря», яке являє собою величие панно, що висвітлюватиме тему міжнародного революційного руху. На кінці бульвара між театром опери та будинком ФЗУ розгортається монтаж челюскінської епопеї На фасаді міського парку влаштовують велику фотогалерею кращих людей області».
Реконструкция площади и формирование целостного архитектурного ансамбля начинается только во второй половине 1930-х гг. В это время капитально реконструируются бывшие дома Ильева и Вюрглера, которые объединяются общим фасадом и становятся одним зданием, строится новое крыло Дворца Труда, кардинально перестраивается «Зимний театр», занятый Днепропетровским рабочим оперным театром (ДРОТом).
Вторая Мировая война, превратившая проспект в руины, внесла серьезные коррективы в план реконструкции городского центра. По разработанному в 1945-1948 гг. плану новый проспект должен был поражать великолепием. Площади Горького на нем отводилась роль хотя и не главная, но очень значительная. Вокруг нее предполагалось выстроить великолепный ансамбль общественных зданий, состоящий из Дома Союзов (пр. К. Маркса, 93), драматического театра (пр. К. Маркса, 97), клуба Облпромсовета (пр. К. Маркса, 78), оперного театра (пр. К. Маркса, 89, 91), нового входа в парк им. Чкалова с памятником самому Валерию Чкалову. В непосредственной близости к площади намечалось строительство цирка и Дворца Искусств (на перекрестке с ул. Столярова). Предполагалось даже осуществить давнюю мечту первых архитекторов города и расширить проспект, отрезав для этого часть парка и снеся руины театра.
Жизнь внесла в эти планы свои коррективы. Вначале отказались от расширения проспекта, а затем и от задуманных общественных зданий. От всего грандиозного размаха проектов остались только Дом Союзов, который, хотя и не пострадал в войну, все же был существенно перестроен, и новые пропилеи главного входа в парк, единственным отличием которых от первоначального замысла была замена памятника Чкалову на более «престижный» памятник Сталину. Строительство новой площади шло довольно тяжело. Оно было завершено только в 1956 г. возведением жилого дома по пр. К. Маркса, 78 и восстановлением здания театра, в котором разместился клуб строителей. К этому времени площадь, казалось, полностью утратила звание главной в городе, уступив его новой площади им. Ленина. Но с 1957 г., после возведения на ней памятника В. И. Ленину, праздничные трибуны на время парадов и демонстраций вновь стали устраивать на площади им. Горького, которая, несмотря на все свои недостатки, оказалась более удобной для их размещения.
Вплоть до середины 1980-х гг. во время крупных общегородских праздников площадь, которая с 1982 г. недолго носила имя Л. И. Брежнева, продолжала выполнять функции главной площади Днепропетровска. Пока не появился Метрострой...
Источник: сайт международной общественной организации «Институт Украиники«
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
В очікуванні прибуття Його Імператорської Величності Государя Імператора на станції Горяїново, Январь 1915 |