Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Проспект Карла Маркса, 55: здесь раньше текла река


Екатериненский проспект

ул. Александровская (сейчас Артема)

ул. Александровская

Угол Екатерининского проспекта и ул. Александровской (ныне Артема)

Екатерининская площадь

Новогостиный ряд на Екатерининском проспекте

Проспект Карла Маркса и угол Артемовской. Почтовая карточка 1935 года

Проспект, квартал между Карла Либкнехта и Артема

Здание по Карла Маркса 55 из альбома «Радянська Україна 1957 рік»

Жилой дом для работников завода им. Карла Либкнехта. Почтовая карточка 1958 года

Угол просп. Карла Маркса и ул. Карла Либкнехта

Karla Marksa avenu
Беглого взгляда на этот дом вполне достаточно, чтобы вполне определиться с эпохой, им представляемой. Символика великого и страшного послевоенного времени легко узнается и классифицируется. А вот ощущение места приходит много позже.


Стоя перед громадным зданием, трудно себе представить, что 200 лет назад там, где сейчас почти нескончаемым потоком двигаются машины, текла река. Река была не слишком большой и не слишком полноводной. А над рекой возвышался обрыв третьей днепровской террасы, которая именно в этом месте ближе всего приближается к Днепру. И река и обрыв стали тем природным рубежом, который в значительной мере определил направление Большой улицы – Екатерининского проспекта – проспекта Карла Маркса. И если река в проектах Ивана Старова все же включена в трассу Проспекта, то срывать обрыв для его прокладки было дорого и глупо. А понимание того, что работы по строительству коллектора по руслу реки, скорее всего, затянутся на десятилетие, вероятно, сыграло свою роль и при определении ширины Проспекта. Именно в этом месте, где первоначально половина Проспекта была занята речным руслом, заданная проектом ширина имеет логическое объяснение.

Первое здание было поставлено над обрывом уже к 1793 г. Деревянный дом, состоявший из трех корпусов, соединенных галереями, занимал всю ширину квартала между улицами Артема и К.Либкнехта. Из-за особенностей местности подъезды к нему были выполнены со стороны улицы Шевченко, а парадный фасад был развернут к реке, в сторону будущего Проспекта. Для чего первоначально предназначалось столь большое здание, сказать трудно. Данные о его постояльцах есть только на начало XIX в., когда здесь размещались уголовная палата гражданского суда, городовой магистрат с думой и градская полиция. Однако этот административный центр просуществовал недолго. К 1830-м гг. здания, по ветхости, были разобраны.

Большой участок в самом центре города опустел. В течение последующих десятилетий проекты его застройки выполнялись и даже утверждались неоднократно. Так как частных инвесторов, которые смогли бы его освоить, в городе просто не было, то заказчиком проектов выступало государство. Общая идея всех проектов была одинакова – строительство коллектора на реке и здания Присутственных мест с магазинами в первом этаже на склоне. Одинакова была и их судьба. Петербург настойчиво указывал вести строительство на местные средства, а на месте средства никак не появлялись. Пока шла переписка и готовились проекты, эпоха закончилась. С 1870 г. хозяином городской земли стала уже не казна, а городское самоуправление.

Новые городские власти, не мудрствуя лукаво, уже в 1872 г. присоединили громадный пустырь к территории Троицкого базара. В первой половине 1880-х годов в границах квартала уже стояло 50 городских каменных лавок, лабаз* с торговыми столами внутри («эшопа»*) и множество открытых торговых столов. А в 1885 г. у города, наконец, дошли руки и до решения старой проблемы реки и обрыва.

Принятое решение отличалось простотой и элегантностью. По распоряжению Думы городским архитектором Иваном Клименко был выполнен проект торгового ряда из двух корпусов по 6 двухэтажных магазинов в каждом. Между корпусами находилась открытая лестница, которая должна была соединять Проспект с базаром. После утверждения проекта состоялся аукцион по продаже участков под магазины. При этом покупатели земли обязались в течение 2 лет выстроить корпуса магазинов в точном соответствии с проектом. А город взял на себя обязательство построить коллектор по речному руслу перед магазинами, устроить шоссе и выполнить необходимое благоустройство.

Несмотря на возникшие проблемы с недобросовестными инвесторами и подрядчиками, этот крупный проект действительно был завершен в два года. Строительство торгового ряда, получившего название Новогостинный, на первый взгляд, не принесло городской казне никакого дохода. Средства, вырученные от продажи земли, были полностью использованы на строительство проезда Проспекта перед торговым рядом. Но именно ликвидация реки и устройство этого проезда и были главной целью города. Для выполнения дорогостоящих работ по приведению в порядок этого участка Проспекта город не брал в долг, не просил правительственную субсидию и не истратил ни копейки собственно городских средств.

В последующие десятилетия этот участок Проспекта считался самым благоустроенным. Из-за коллектора бульвар здесь так и не создали, но городской цветник с двумя фонтанами и многочисленными клумбами выглядел даже более эффектно.

Торговый ряд благополучно простоял до 1943 года. Пережив несколько ремонтов и перепланировок, он, в то же время, принципиально не изменился. В первых послевоенных предложениях по восстановлению Проспекта была вновь озвучена старая идея о строительстве на этом участке общественных зданий. Но по старой причине отсутствия средств от этой идеи опять отказались. В 1948 г. участок был передан заводу им. К. Либкнехта под строительство жилого дома. Разборка руин Новогостинного ряда была начата только в 1950 г. А строительство нового здания по проекту архитектора Олега Петрова было выполнено только в 1953-1954 гг.

Лабаз* - помещение для продажи или хранения зерна, муки и некоторых других товаров.
Эшоп* – аналог крытого павильона для выносной торговли.

Валентин СТАРОСТИН,
начальник информационного центра МГО «Інститут Україніки»

История города:

Будинок Губернатора на Катериненському проспекті,
1840-1920 гг.
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте