Хочу поделиться своей историей борьбы за сохранение озера Московского в Днепре.
19.02.25 получил постановление Третьего апелляционного административного суда по делу 160/378/25, которым частично удовлетворено моё заявление про обеспечение иска, тем самым, суд постановил:
Зупинити дію рішення виконавчого комітету Дніпровської міської ради (ЄДРПОУ 04052092, просп. Дмитра Яворницького, 75, м. Дніпро, 49000) від 26 листопада 2024 року № 12-26/11 «Про надання дозволу ТОВ «РІВЕРСАЙД» на проведення благоустрою території у районі пров. Широкого (Амур-Нижньодніпровський район»)».
Заборонити Товариству з обмеженою відповідальністю «РІВЕРСАЙД.» (ЄДРПОУ 44683286, вул. Шевченка, 37, м. Дніпро, 49000) проведення будь-яких дій, пов’язаних з благоустроєм території у району пров. Широкого (Амур-Нижньодніпровський район» на підставі рішення виконавчого комітету Дніпровської міської ради від 26 листопада 2024 року № 12-26/11, а саме проведення робіт із розчищення, планування та озеленення території, розміщення елементів благоустрою, мощення та улаштування дорожнього покриття, експлуатацію та утримання території у стані, придатному для використання відповідно до цільового призначення."
Указанное обеспечение будет действовать до рассмотрения основного дела в суде по моему иску о противоправности и отмене спорного решения исполкома Днепровского городского совета.
Основаниями иска, являются угроза экологической безопасности озера, экосистемам, существующим в озере, на его берегах и вокруг них, а также нарушение процедуры выдачи разрешения на проведение работ по благоустройству и принятия соответствующего решения органом местного самоуправления.
Начало борьбы: решение исполкома
В ноябре 2024 исполком принял спорное решение в пользу ООО «Риверсайд» (как заказчика строительства на смежных участках) на проведение работ по благоустройству в районе переулка Широкого АНД район. При этом, земельный участок расположен в прибрежной защитной полосе озера и водного дренажного канала, который впадает в озеро, где действуют строгие законодательные ограничения, в т.ч. на строительные работы.
Судебная борьба
Первая инстанция, к сожалению, отказала в удовлетворении обеспечения иска (судья Деев Н.В.), посчитав, что я не предоставил достаточных доказательств, в том числе нарушения моих прав, угрозы экологии и т.п. Однако я не сдался и подал апелляционную жалобу.
Победа в апелляционном суде
Апелляционный суд установил: «Відтак, роботи із благоустрою, які виконуються ТОВ «Ріверсайд» на підставі рішення, що є предметом судового контролю в цій справі, ймовірно можуть проводитися у межах прибережної захисної зони.
Оскільки предметом позову є правомірність рішення органу місцевого самоврядування про надання дозволу на проведення благоустрою території навколо водного об’єкта (озера), а продовження таких робіт може мати наслідком загрозу екологічній безпеці озера, екосистемам, які існують у озері, на його берегах та навколо них, відновлення яких у разі продовження робіт може стати неможливим або ускладненим, адже може бути завдана значна шкода екологічній системі, то ці обставини безумовно свідчать про те, що невжиття таких заходів може істотно ускладнити чи унеможливити виконання рішення суду або ефективний захист або поновлення порушених чи оспорюваних прав або інтересів, за захистом яких позивач звернувся до суду, буде неможливий.
Тому суд доходить до висновку, що невжиття заходів забезпечення адміністративного позову може істотно ускладнити ефективний захист або поновлення порушених чи оспорюваних прав та інтересів, за захистом яких позивач звернувся до суду."
Суд остановил действие спорного решения исполкома и запретил ООО «Риверсайд» проведение любых действий, связанных с благоустройством спорной территории.
Почему это важно?
Озеро Московское – ценный природный объект, который нуждается в защите. Спорные работы угрожают его экосистеме и т.д.
Законодательная база
Суд в своем решении ссылался на следующие нормы законодательства:
Статья 89 Водного кодекса Украины – регулирует режим хозяйственной деятельности в прибрежной защитной полосе водных объектов. Любые работы в этой зоне должны соответствовать экологическим требованиям.
Статья 60 Земельного кодекса Украины – устанавливает правила относительно прибрежных защитных полос, в частности их ширину (100 метров для крупных озер).
Статья 150 Кодекса административного судопроизводства Украины – позволяет суду принимать меры обеспечения иска, если есть угроза нарушения прав или интересов истца.
Ответственность за неисполнение ПОСТАНОВЛЕНИЯ суда
Может привести к серьезным последствиям, в частности:
административная ответственность – предусмотрена статьей 185-10 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Штраф для юридических лиц может достигать 17000 гривен.
уголовная ответственность – по статье 382 Уголовного кодекса Украины (злостное неисполнение решения суда) предусмотрен штраф или ограничение свободы на срок до трех лет.
Мотивация к действиям
Эта статья напоминает о том, что человек может защищать природу. Даже когда на другой стороне крупные компании и местная власть, не стоит сдаваться!
Экологические проблемы, такие как застройка водоемов, уничтожение зеленых зон и т.д., имеют долгосрочные последствия для здоровья людей и качества жизни. Поэтому важно бороться за свои права и права природы. Даже если первая попытка не приносит результата, как это было в суде первой инстанции, не стоит останавливаться. Апелляционные и кассационные суды могут встать на сторону справедливости и природы.
Советы для тех, кто борется с незаконной застройкой
Собирайте доказательства – фотографии, видео, документы, которые подтверждают нарушения.
Обращайтесь к экспертам – экологам, юристам, которые помогут подготовить позицию, доказательства и документы по делу.
Не бойтесь обращаться в суд – даже если первая попытка не удалась, продолжайте борьбу.
Объединяйтесь с единомышленниками, общественными организациями и т.д. – коллективные обращения и поддержка сообщества могут значительно усилить ваши позиции.
Защита природы – это не только право, но и обязанность каждого из нас.
Больше в телеграм канале: https://t.me/Lomovsky1
Комментарии: 1 | Оставить комментарий
В феврале 2025 подал жалобу в Управление государственного архитектурно-строительного контроля г. Днепра (УГАСК) о нарушениях градостроительного законодательства во время строительства, в т.ч. в прибрежной защитной полосе озера Московское и дренажного водного канала, впадающего в озеро.
Согласно п.7-1 «Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля» (утвержденного постановлением КМУ от 23.05.21 №553), УГАСК назначило рассмотрение жалобы на комиссионное заседание, которое состоялось 20 февраля 2025 с моим участием, представителей заказчика (ООО «Риверсайд», код ЕГРПОУ 44683286) и подрядчика (ООО «Строительная компания «Концепт Девелопмент», код ЕГРПОУ 34774539).
💥 Основные нарушения, указанные в жалобе
По моему мнению нарушения, имеют место как на территории строительства, так и за его пределами:
- Несоответствие строительных работ как полученной градостроительной документации, так и целевому назначению земли (нарушение статьи 19 Земельного кодекса Украины). Согласно документам, на участках земли заказчика должны строиться индивидуальные жилые дома (целевое назначение по коду 02.01 – «Для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)»), класс последствий СС1. Однако, согласно информации с сайта подрядчика, строят коттеджный комплекс “Concept Riviera” на полуострове, где будут расположены 6 индивидуальных резиденций и 61 коттедж формата town-house. Это свидетельствует о том, что дома относятся именно к многоквартирным жилым домам блочного типа, что не соответствует полученной градостроительной документации. А земля в таком случае должна иметь исключительно код «02.03» – «Для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома», а не 02.01.
- Строительство в водной зоне озера и дренажного канала (нарушение статьи 88 Водного кодекса и статьи 60 Земельного кодекса). Строительные работы ведутся в прибрежной защитной полосе водных объектов, что противоречит законодательству.
- Отсутствие согласованного проекта проведения работ в прибрежной защитной полосе (нарушение статьи 86 Водного кодекса). Офис водных ресурсов Днепропетровской области своим письмом подтвердил отсутствие согласованного проекта.
- Нарушение класса последствий: заявленное строительство не соответствует заявленному классу СС1.
💥 Рассмотрение жалобы комиссией
Я подробно изложил свои аргументы, подкрепив их документами, в частности постановлениями Верховного Суда от 6 февраля 2025 (дело №160/7238/22), которыми признано противоправным и отменено решение Днепропетровского городского совета № 260/14 от 22.12.2021 «О согласовании и утверждении проекта землеустройства относительно организации и установления границ территорий земель водного фонда и водоохранной зоны расширенного плеса ДПК «Московский» в районе ул. Широкой», которым, в том числе, была уменьшена прибрежная полоса озера до 25 метров, вместо установленных законом не менее 100 метров.
Во время комиссионного рассмотрения представители заказчика, застройщика оспаривали мои доводы, утверждая, что строительство ведется в соответствии с разрешительными документами и без нарушений. Однако комиссия учла мои аргументы и доказательства, в частности:
- Фото и видеофиксацию строительных работ, которые ведутся в спорной зоне.
Отсутствие согласования с органом водных ресурсов.
- Несоответствие целевого назначения земли.
- Экологическую особенность места строительства.
💥 Выводы комиссии
Комиссия постановила:
1) В связи с угрозой, которая имеет негативное влияние на жизнь и здоровье людей, провести внеплановую проверку государственного архитектурно-строительного контроля должностными лицами Управления объекта по адресу: в районе переулка Широкого, г. Днепр.
2) Обратиться в Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры Украины для получения решения о проведении внепланового мероприятия государственного архитектурно-строительного контроля на объекте по адресу: в районе переулка Широкого, г. Днепр.
💥 Дальнейшие действия
Полностью поддерживаю решение комиссии и считаю, что проведение внеплановой проверки – это реальный способ привлечь виновных к ответственности и прекратить дальнейшие нарушения. Готов предоставить все необходимые доказательства и документы для этого.
💥 Почему это важно?
Это не только о борьбе в рамках закона, но и о том, как каждый из нас может повлиять на ситуацию. Это показывает, что даже в сложных условиях можно добиться справедливости. Благодарен комиссии за внимательное рассмотрение моей жалобы и надеюсь, что Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры Украины поддержит проведение проверки.
💥 Юридические основания
В своей борьбе опираюсь на следующие нормы законодательства:
Статья 86 Водного кодекса Украины – запрещает проведение любых работ на землях водного фонда без согласования с органами водных ресурсов.
Статья 19 Земельного кодекса Украины – определяет целевое назначение земельных участков и запрещает их использование не по назначению.
ДБН 2.2-15:2019 – устанавливают требования к строительству индивидуальных жилых домов.
💥 Вывод
Это пример того, как возможно влиять на соблюдение закона и защищать свои права.
Продолжение в телеге: https://t.me/Lomovsky1
Комментарии: 1 | Оставить комментарий
У кого є можливість, обов’язково приймайте участь у громадських слуханнях 5.03.25 об 17:00 та фіксуйте все на відео, прямі ефіри та аудіо. Це важливо, щоб показати, як насправді відбуваються такі "заходи"!
⚖️ Як має бути по закону?
Публічні слухання: мешканці мають право голосувати за або проти будівництва.
Експертизи: у деяких випадках екологічні, архітектурні та інші оцінки мають бути проведені.
Прозорість: всі документи та рішення мають бути відкритими для громадськості.
Але насправді все відбувається інакше. Громадські слухання? Без завчасного попередження! Мабуть комусь, дуже треба швидко, для формальності, щоб ніхто не встиг навіть дізнатися - підготуватися, взяти участь.
На слуханнях будуть присутні:
Представники забудовника — ті, хто зацікавлений старті, продовженні будівництва.
Голова району — особа, яка має захищати інтереси мешканців, але чи так це буде?
Представники міської ради — ті, хто має контролювати дотримання законів, але чи не будуть вони мовчазними глядачами?
👉 Що робити?
Поширюйте цю інформацію.
Пишіть звернення до місцевої влади з приводу таких без попередження зборів та обговорень.
Організовуйтеся: разом ми можемо зупинити беззаконня.
Приймайте участь у слуханнях: якщо у вас є можливість, обов’язково приходьте та фіксуйте все на відео, прямі ефіри та аудіо. Це важливо для того, щоб показати, як насправді відбуваються такі "заходи".
⚖️ ЩО КАЖЕ ЄВРОПЕЙСЬКИЙ СУД З ПРАВ ЛЮДИНИ (ЄСПЛ)?
Європейський суд з прав людини неодноразово підкреслював, що право на участь у прийнятті рішень — це важлива частина демократії. Якщо влада ігнорує думку громади або проводить слухання без належного попередження, це порушення прав людини. Зокрема:
Стаття 6 Конвенції про захист прав людини гарантує право на справедливий судовий процес, що включає участь у прийнятті рішень, які стосуються громади.
Стаття 8 захищає право на приватне життя та спокійне проживання, що може бути порушене спірним будівництвом.
Стаття 1 Протоколу №1 гарантує право на власність, яке може бути порушене, якщо забудова завдає шкоди навколишньому середовищу або знижує вартість нерухомості і т.д.
Це не просто будівництво, а РЕАЛЬНА боротьба за рослинний і тваринний світ!
Більше інформації: https://t.me/Lomovsky1
Комментарии: 1 | Оставить комментарий