Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
19.02.2018

О «забытой Флотилии» и не только: выставка проектов Егора Анцыгина

О «забытой Флотилии» и не только: выставка проектов Егора Анцыгина

Начала работу выставка современного искусства, посвященная теме общественного сознания, под названием «Давай забудемо».

15 февраля в Галерее Артсвіт открылась выставка работ Егора Анцыгина, в которой автор пытается раскрыть тему исторической и персональной памяти.

Создание произведений, затрагивающих тему «социальной памяти», является одной из самых распространенных точек приложения для художников, работающих в жанре Современного искусства. Проекты на подобную тематику уже демонстрировались в Днепре. Это был проект Рудольфа Герца «Ленин на гастролях», и таким можно было назвать проект Екатерины Семенюк, Марии Семененко и Анны Погребной «Люди и ракеты». В этот раз на выставке на тему того, что «мы все помним», были представлены работы выходца из Днепра, ныне проживающего в Киеве, Егора Анцыгина.

Основным лейтмотивом, под которым были собраны работы в экспозиции, представленной в Галерее Артсвіт, стала идея о том, что наши представления о прошлом – это не только то, что мы помним, но и то, что мы забыли. Такой упрощенный подход к тому, как формируется то, что мы можем назвать социальной памятью, не может служить средством для понимания социальных процессов, но может стать достаточно интересным поводом для проведения специфического «интеллектуального досуга».

Метод «бинарных противопоставлений», в случае с нашей выставкой это «помню/забыл», в современных художественных практиках используется нередко. Конечно, с формальной точки зрения мы не можем полагаться на подобный подход, как на то, на основе чего можно формировать наше отношение к временам прошедшим. Но он может пробудить наш интерес к данному вопросу. Для этого проект должен быть интересным и по возможности «интеллектуалистским». Я Галерея с подбором подобных проектов справлялась неплохо. Видимо, тут сказывалось физ-мат образование основателя этого культурного учреждения Павла Гудимова, которое в итоге позволило выставляемым там проектам соответствовать неким критериям «интеллектуального пространства». А с уходом Я Галереи из Днепра ниша «интеллектуального современного искусства» в нашем городе остается вакантной. Для того чтобы ее заполнить, нужны две вещи: культурная среда и талант художников. Если первая у нас, несмотря на полезшие как после дождя грибы, хабы и коворкинги, сформирована в условиях неблагоприятных к «интеллектуальным дискурсам» и полного отсутствия того, что можно назвать критическим мышлением. То с наличием художников у нас дело обстоит лучше, хотя ситуация также далека от идеала.

В Днепре есть ряд персоналий, которые работают в жанре Современного Искусства и их неплохо знают и у нас в городе, и в Украине, некоторые с успехом представляли свое творчество и за рубежом. Это неплохие художники, но нужно заметить, что, как правило, их творчество не дотягивает до «большого формата». Отдельные работы неплохи, но, когда в экспозиции выставки находятся только их проекты, то сразу видно, что автору не удается «заполнить идеей» все выставочное пространство. Исключением можно назвать Александра Короля, персональные выставки которого смотрятся неплохо, действительно актуально, и которые могли бы достойно презентовать наш город, но, к сожалению, его творчеству не уделяется достаточное внимание.

Выходец из Днепра художник Егор Анцыгин занимается фотографией, живописью, инсталляциями, работает с архивами, будучи участником художественной группы под названием «Коллектив конкретных дат», принимал участие в создании проектов, которые демонстрировались в Киеве, Харькове, Вроцлаве и Бресте. Принимал участие Анцыгин и в активистских проектах, например, в антивоенной акции, прошедшей в 2016 году в Санкт-Петербурге, а также участвовал в нашем эклектичном и скорее неудавшемся городском фестивале современного искусства, проходившем в Музее украинской живописи. Мы видим, что Егор - художник активный, его творчество принимают в самых различных местах и уже только поэтому его работы должны нас заинтересовать.

В экспозиции выставки «Давай забудемо» представлены работы из четырех проектов авторства Егора Анцыгина. Основой выставки стала работа, рассказывающая о личной истории Егора, связанной с его занятиями в днепропетровской Детской флотилии и о том, что впоследствии, эту флотилию переселили из центра города, где она существовала с 60-х годов. По мнению Егора для города, история которого связана с рекой Днепр, и в ситуации, когда нынешние городские власти активно пиарят идею трансформации в «культурную столицу», такие конфликты вокруг знаковых объектов вроде Детской флотилии выглядят не очень хорошо.

Напомним, что сначала речь шла о том, что помещение Детской флотилии «временно уплотнят», затем пошла речь о том, что Флотилию все же нужно вывезти «поближе к воде», а то, что до этого дети занимались в здании, которое находится в центре города и априори является ценным объектом недвижимости - просто совпадение. В итоге история закончилась переселением морских секций и митингом творческих коллективов, которые также занимались с детьми, но не были напрямую связаны с морской тематикой: их тоже кому-то надо было отправить «к воде».

Главный лейтмотив выставки (отправленная в забвение из «коллективной памяти» Днепра флотилия), преподнесенный в формате художественного проекта, выглядит не надуманным, хотя для полноценной «истории об юных моряках и речниках» не хватает визуального ряда, и большой размер работы, посвященной «речной теме», не компенсирует этот недостаток. Но актуальность темы для наших горожан способствует тому, что выставка все равно остается интересной. Интересно также, какое будущее ожидает и Егора Анцыгина. Сможет ли он как-то выделиться из среды художников, решивших заниматься современными художественными практиками, которые, по большей части, мыслят шаблонно? Будет ли он идти вслед за мнениями и установками, принятыми у большинства фигурантов такого сорта художественного процесса? Поживем-увидим!

Поразмышлять о будущем Современного искусства в Украине и Днепре, задуматься о том, что собой представляет «коллективная память», можно на выставке работ Егора Анцыгина «Давай забудемо», которая проходит в Галерее Артсвіт.


Текст: Алексей Овчаренко

Gorod.dp.ua - городской сайт Днепра »

Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Фото, відео, архів новин доступні у повній версії сайту
Повна версія сайту
copyright © gorod.dp.ua
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Політика конфіденційності